Написание летнего этюда на пленэре: пошаговый процесс


Всем привет!

С вами @mister-omortson. Я, наконец, набрался решимости написать пост для сообщества @vp-painting.

Хочу предложить вам немного порассуждать о деле непростом, но весьма увлекательном – о летнем пленэре. Не рискну назвать мой пост мастер-классом. Это было бы чересчур смелым заявлением с моей стороны. Ведь значение этого слова подразумевает, что некий мастер показывает свой уровень мастерства, то бишь высокий класс. А поскольку до мастера мне далековато, я просто поделюсь с вами моими впечатлениями от недавнего выхода на пленэр и его результатом в виде данного этюда.

Пост будет выстроен в принятом в сообществе формате пошагового процесса рисования.

Фиксация промежуточных стадий создания этюда даётся мне весьма непросто. В основном я пишу акварелью. А это достаточно сложный, капризный и непослушный материал. Летом в солнечную погоду акварель быстро сохнет на поверхности бумаги, поэтому надо действовать достаточно быстро. И бывает, так увлекаешься, что совершенно забываешь сделать фотографии процесса.

Мои старшие коллеги шутят, что не столь трудно написать хороший этюд, как найти хорошую натуру. В этот выход на пленэр так и случилось. Сначала мы долго бродили по одной деревне. Потом отправились в другую. И только по прошествии двух часов блужданий мы, наконец, разложили наши этюдники. Я обратил внимание на одну особенность... К сожалению, с ростом благосостояния в деревню пришли глухие металлические заборы из профилированного железа. Они напрочь убивают окружающий пейзаж!

При выборе места важную роль играет солнце. К примеру, если спустя полчаса оно начнет бить вам в глаз, то вы зря потратили время. Опять же, яркое освещение листа бумаги солнцем может сыграть с вами злую шутку в цветовосприятии окружающего мира. Поэтому я обычно стараюсь спрятаться в тени какого-нибудь навеса, кустарника и т. п.

Для поездок на пленэр я сколотил небольшой подрамник:

IMG_3071.JPG

На подрамник я натягиваю лист торшона формата А3. Мокрая бумага крепится клеем ПВА к бокам подрамника.

Кроме того, со мной всегда на выезде старая добрая коробка акварельных красок "Ленинград", и пара беличьих кистей калибра №2 и №6. И, разумеется, грех не упомянуть еще об одном неутомимом труженике. Это графитный карандаш. Для акварели, разумеется, лучше использовать мягкие карандаши.

Пожалуй, перейдем к процессу...

Кто бы что не говорил, но основой для живописи все-таки является рисунок.

20180728_144839.jpg

Конечно, на пленэре нет времени для построения формы предметов, проработки перспективы. Поэтому приходится доверять своему чутью и опыту, если они у вас есть.

20180728_150320.jpg

Открою маленький секрет. Входная арка с зеленым куполом находилась значительно правее и не помещалась на лист бумаги. Но я передвинул её влево для остроты композиции.

20180728_151919.jpg

Перед нанесением первого мазка обычно испытываешь легкий мандраж... Нужно решить, как ты будешь писать. В этот раз я решил писать по сухому, но за раз, в один слой.

20180728_160345.jpg

Небо – сложнейший элемент. В последнее время мне оно редко удается. Обычно меня охватывает ужас и я думаю: "Все пропало!" Так случилось и в этот раз. Мне показалось, что этюд испорчен. Однако было жаль лист бумаги и я решил продолжить...

20180728_165744.jpg

Когда уже ничего не боишься, может получиться нечто интересное. В этот раз я подверг бумагу экспериментам.

20180728_172615.jpg

После этого снимка приключилась неожиданность: солнце зашло за свинцовые тучи, начал накрапывать дождь. Освещение, цвета – всё изменилось кардинально. Да, так бывает. Поэтому этюды надо писать быстро. Вы спросите, а как же фотография? Снял кадр и дома доделал. Но вынужден вас разочаровать: никакая камера не даст той цветопередачи, которую дает ваше восприятие и ваши органы зрения...

Я доделывал этюд дома, по памяти.

IMG_3101.JPG

Благодарю за внимание! Буду рад любым комментариям и мнениям.


Автор поста @mister-omortson


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Comments 22


Да, написание этюдов на пленере - это порой целый детектив. У вас так и вышло, @mister-omortson! Читал и улыбался. Не из злорадства, а просто как это всё знакомо! - то солнце зашло, то ветерок подул, то дождик вдруг. Приятно удивило, что вы рисуете на А3 на природе - это круто! И, да, зря переживали, ваш рисунок смело можно засчитывать в "Золотой фонд планетарного пленерного искусства" ; )) Очень здорово!

31.07.2018 11:47
0

дорогой мистер @yurchello ))) да, да, и ветер и дождь. Ещё слепни с мухами, да муравьи эти проклятые.
По поводу А3. Края же используются для крепления. Поэтому формат стремится к А4.
Но у нас тут есть идеи поюзать А2. Рекомендую попробовать!

31.07.2018 12:05
0

О, да, А2 - мой размерчик!!! Да здравствуют уроки художественной школы! А про мошкару, @mister-omortson, я специально смолчал, да ; )))) Ещё та напасть!

31.07.2018 12:31
0

@yurchello А2 это принцип, что на большом размере удобнее? Просто в китайской живописи тоже принцип больших форматов.

31.07.2018 13:06
0

Просто а2 это такой классический формат. На крупном размере работать всегда приятнее. Да и детали прорисовать можно,@veta-less

31.07.2018 13:34
0

О, дорогой Мистер Омортсон, как вовремя подоспели твои советы по акварели! У меня сразу вопросы появились - графитный карандаш и цанговый...это разные вещи или нет? И какой он должен быть - B, B2 ...? Он потом стирается после высыхания рисунка?

Как замешиваются цвета для палитры? По чуть-чуть? ведь они, наверное тоже сохнут быстро. И как подобрать потом похожий цвет? Небо ты писал отдельными мазками одного цвета, накладывая их друг на друга? Или это смесь цветов?

Что такое торшон? И есть ли какая то разница какую бумагу использовать для пейзажей...или натюрмортов..

31.07.2018 11:54
0

@veta-less Цанговый (если мы говорим про тонкие стержни 0.5 мм) даёт тонкую изящную графику.
Обычный графитовый раскрепощает руку. Тут от настроения..
По палитре... это вопрос на засыпку. Думаю все работают с палитрой по своему. По этой теме на стиме пишут длиннющие посты. Наверное, и я напишу)
Небо делал за один раз, гнал капельку добавляя в нее оттенки цветов.
Торшон - это тип импортной бумаги.
Рекомендую на начальном этапе не морочиться с бумагой, и использовать недорогую.

31.07.2018 12:14
0

я уже заказала дорогую бумагу)))

31.07.2018 13:02
0

@veta-less Вот и будешь переживать - Ай, я лист испортила)

31.07.2018 13:15
0

Ага, знакомо. Я не так давно купил пачку торшона и даже боюсь глядеть в его сторну. Страх чего-нибудь испортить )) Так и лежит. 1800 руб. отдал. Но я надеюсь, когда-нибудь доберусь : )

31.07.2018 13:30
0

@yurchello у меня страх рисовать в блокнотах....боюсь испортить страницы. Но тут я заказала лист бумаги большой....хочу его разрезать на небольшие части...и может быть не так будет страшно испортить ))

31.07.2018 13:39
0

Насколько знаю, карандаш потом не стрирается,@veta-less. Если только не без ущерба акварельным мазкам. Но если рисовать сразу красиво, то штрихи не мешают, а наоборот подчёркивают рисунок

31.07.2018 12:38
0

Спасибо, то есть набросок нужно сразу рисовать ровным))

31.07.2018 13:03
0

Да, желательно так, чтобы он сразу как бы был частью будущей композиции, @veta-less

31.07.2018 13:25
0

@yurchello Кстати, да. Наблюдаю, что люди боятся когда карандаш видно из-под краски. Странно :-/

31.07.2018 13:14
0

Ну, это ведь вы мастер-@mister-omortson : ), а для многих это психологический барьер. Не все ведь умеют грамотно и изящно сделать основу в карандаше.

31.07.2018 13:27
0

Здорово как.

31.07.2018 13:46
0

Какая красота!!!! Замечательная работа! Вот у меня тоже так бывает, когда кажется, что лист уже испорчен, начинаешь свободно и легко махать кисточкой))) И тогда, почему-то, рисунок получается легкий и не замученный))

31.07.2018 16:14
0

@valen-tina Да, оковы спадают и вперёд)

31.07.2018 20:10
0

@vp-painting , спасибо за великолепный материал!
как мне нравятся твои рисунки, @mister-omortson! Чувствуется рука архитектора! На рисунках есть глубина, а не её жалкое подобие...
И акварель... Люблю акварель... И небо... оно такое потрясное!!!

03.08.2018 16:23
0

@soroka Ну, так приятно, что чуть не всплакнул! :-)

03.08.2018 18:03
0