Суть понятия Дхарма. Рубрика: ДХАРМА



     Индия – крупнейшая страна Южной Азии. Хранительница великолепных произведений древности: Махабхарата, Рамаяна и Бхагават-Гита – это только малая часть культурного достояния этой страны. Даже такие великие умы, как Ломоносов, Леонардо да Винчи и Эйнштейн пытались постигнуть глубокий смысл философского достояния Индии.


     Дхарма-чакра – буддийское «колесо Закона»

     Эти древние произведения обнажают перед читателем пороки общества, показывая забытые истины и долг живого существа – дхарму, исполняя который, человек может вкусить сладкие плоды саттвы (благости). 

     Дхарма вечно пребывает в природе человеческой души. Именно она есть причина рождения и смерти, счастья и несчастья, горя и радости. Именно невыполнение своего долга ведёт живое существо к новому несчастливому рождению, а следование своей дхарме ведёт к постепенному освобождению от оков сансары. Зададимся же вопросом: что таит в себе это древние и таинственное понятие – дхарма?

     Мы часто оперируем таким понятием, как долг.

     Долг жены – заботиться о муже, долг мужчины – давать защиту женщине, долг матери – нежно и трепетно дарить любовь и внимание своим детям, долг сына – почитать родителей. Долг воина – сражаться на поле брани, а мой долг (возможно) – написать эту статью.


     Семья и взаимные обязанности её членов

     Но дхарма ли это – естественный долг живого существа?

     Что мы вообще понимаем под живым существом?

     Кто-то – своё тело, а кто-то – разум; другие – некую бестелесную сущность (душу). Так или иначе, если живое существо просто физическая оболочка, то в чём состоит его долг? В чём заключается его дхарма?

  1. В размножении?
  2. Во сне?..
  3. В сохранении своего тела?
  4. В добыче пищи?..

     Нет! Концепции всех духовных учений Индии построены на представлении живого существа, как проявления духа, а не материальной плоти. И не признав это преставление за истинное, невозможно изучать и понимать ведическое наследие Востока.

     «Время смерти неизвестно тем, кто получает тела в этом мире страданий. Увы, человек, находясь между счастьем и невзгодами, не знает своего собственного блага.»

     Гаруда–пурана 27

     Господь Вишну на царе птиц Гаруде

     Следовательно, благо человека находится не в его материальной оболочке – не в проявленном теле, а за его пределами. Именно там и находятся истоки дхармы – миссии или долга каждого живого существа. Дхарма закладывается в Сердце живого существа, как внутреннее стремление атмы (индивидуальной души).

     Но адхарма (неправедность) – желание наслаждаться и удовлетворять свои эгоистические потребности, вызванные умом, – не даёт воплощённой душе осознать свою истинную природу.

     Дхарма приводит человека к любви и мудрости. Адхарма – даёт совсем иные плоды, являясь следствием привязанностей и причиной страданий.

     «Пока живое существо позволяет уму находить удовольствие в привязанностях, до тех пор кинжал печали будет пронзать его сердце».

     Гаруда-пурана 49

     Господь Вишну и Богиня Лакшми летят на Гаруде – царе птиц

     Путь дхармы ведёт к освобождению души, а путь адхармы надевает на живое существо оковы материального мира.


 Автор материала: @ovtretya.                                              Редактор: @mahadev.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                24.10.2017



Comments 35


живое существо как проявление духа! вот это мне очень нравится!

25.10.2017 21:00
0

На самом деле может оказаться, что даже нашей так называемой "индивидуальной души" - не существует, @ladyzarulem. А вместе с ней - и нашей личности, кармы, дхармы и сансары. Но это уже очень глубокая адвайта веданта...
И об этом лучше долго читать её признанных просветлённых Учителей.

26.10.2017 11:21
0

нет ничего? все иллюзия? оооо....

26.10.2017 22:05
0

Верно, @ladyzarulem.

27.10.2017 02:41
0

Основная идея философии Востока. Человек это душа, а не тело. А на Западе наоборот, в массовой идеологии человек из себя представляет набор клеток. Приведу такую интересную аналогию. Водитель и автомобиль.Водитель душа, а автомобиль тело - инструмент души. Поэтому говоря, что человек набор клеток одно и тоже, что сказать "я машина, а водителя нет"

26.10.2017 11:41
0

@ovtretya, я полагаю, материалистов в мире всё меньше и меньше. Даже серьёзные учёные склоняются к существованию души и Божественного начала.

26.10.2017 11:44
0

Что - то я сомневаюсь. У меня племяница учится Новосибирске на ученого физика и химика. И постоянно спорим. Она говорит человек это набор клеток и микробов. Все желания человека связаны с хотелками микробов. Хочешь кушать это не ты хочешь, а микроб говорит она...... хорошо, говорю я ей, помести все микробы и клетки в одну бочку и перемешай - будет человек. А раньше она еще воспринемала божественное, как пошла учится - все мир это хоус и случайность..... а этому учат будущих ученых и врачей...... так какого будущее поколение будет ученых.

26.10.2017 12:11
0

Наверное, каждый притягивает к себе разных людей и разные мнения. Мне чаще встречаются люди, верящие в душу, и информация об окружающем мире такая же :)

26.10.2017 13:22
0

Я студентом тоже верил в науку. Только после 30-ти стал "лженаукой" интересоваться. Может еще образумится племянница )

28.10.2017 22:49
0

Просто, наверно среди множества выпускников школ, только единицы соединяют и Бога и науку... вам попадаются такие..... даже Дарвин говорил "хоть в природе и есть естественный отбор, все есть разум, который управляет им" и Энштейн признавал высший разум...- но это единицы. А большинство из всей массы учатся по шаблоном современных школ, в которых Бога нет. Наверно поэтому все передовые умы- Пушкин, Энштейн....., занимали последние место по успеваемости) пошли против шаблонов общества.....

Востал он против мнений света..... с свинцом в груди и жаждой мести, пал оклеветанный молвой.....
На смерть поэта. Лермонтов....

26.10.2017 14:23
0

Думаю, все уже давно понимают, что отметки в школе не имеют ничего общего с уровнем развития мозга и тем более - с талантом. Двоечник не равно идиот, равно как и медалист не равно гений. К счастью, сейчас появляются учебные заведения, которые делают ставку на личность, а не набор цифр в дневнике.

26.10.2017 16:13
0

Я согласен. Но знаете не все ходят в школы, где важна личность........ у меня сын учится в школе, 2 класс... в первом были не плохие оценки, а сейчас все хуже.... обычно родители его сверстников стремятся к оценкам, гонятся за успеваемостью, мало кто думает, что ребенок - это прежде всего душа, а не инструмент гордости и ложного эга..... вот сегодня сын получил 2 за поведение. Причина, играл с телофоном на контрольной... а он мне просто хотел позвонить и сказать, что задержится, к.р. будет, чтобы я его не ждал и не волновался.... видите, даже детей в основном рассматривают как массу, толпу, а не индивидуальную душу.....

26.10.2017 16:32
0

а вот это, увы, издержки воспитательной системы, когда нет возможности поработать индивидуально ( нет ни желания, ни времени у наших учителей на это, увы (

26.10.2017 22:04
0

кстати, очень хорошая аналогия. конечно, упрощающая, но оооочень понятная ))

26.10.2017 22:02
0

Интересно будет прочитать развитие этой темы, потому что начало ставит больше вопросов, чем даёт ответов.

25.10.2017 21:10
0

да. вопросов очень много и они весьма серьезные.

26.10.2017 00:51
0

Думаю тут стоит один главный вопрос, корни которого еще в древности будоражили умы людей - что такое Человек? Какой потенциал заложен в его дух? Думаю в продолжении нужно добавит больше жизненных примеров, для большей ясности.

26.10.2017 13:09
0

Да, реальные примеры - очень нужны. Очень трудно продираться сквозь чистую, не прочувствованную терминологию.

26.10.2017 13:23
0

Хорошие статьи. Репост.

25.10.2017 22:17
0

Хочется продолжения, много вопросов появилось

26.10.2017 04:41
0

Продолжение этой статьи должно выйти сегодня, @genny.

26.10.2017 11:22
0

Круто, чо!

26.10.2017 07:47
0

Ум находит удовольствие в привязанности? Какая радость в несвободе?

26.10.2017 07:52
0

Дело в том что ум в привязаностях видит наслаждение, не понимая, что органичен. Проблема в том, что большинство людей рассматривают себя как материальную плоть - ищут наслаждение в еде, сне, плотских отношениях, а не в познании себя как бессмертной души.

26.10.2017 10:25
0

вообще, описанное очень перекликается с простой христианской истиной: в грехе/разрушении не может быть свободы, свобода - в созидании.

26.10.2017 08:54
0

Скорее, наоборот, христианская истина имеет корни в учении о Дхарме.

26.10.2017 09:23
0

полагаю, это спор о курице и яйце)

26.10.2017 09:33
0

Это не спор.
Сказанное мной понятно любому логически мыслящему человеку.
Христианство появилось гораздо позже учения о Дхарме.

26.10.2017 10:05
0

Время появление учения - понятие относительное и не имеет отношения к тому, когда появилась Истина (и там и там она была всегда :)
А сравнивать разные аспекты - очень интересно :)

26.10.2017 10:08
0

Согласен с Вами, не важно откуда истина, главное сама истина. Хотя на мой взгляд источник истины один- просто в дальнейшем дифференцировалась истина в разные формы и религии.

26.10.2017 10:18
0

Думаю тут все взаимосвязано. В Христианстве основная идея - это идея греха и через страдания можно избавиться от них. В Буддизме мир рассматривается как "страдание" и путь Будды есть освобождение. А дхарма объяденяет все. Когда человек совершает преступление или ворует, совершает грех? Когда есть привязанность к деньгам и материальному. Не давно у моей знакомой сын поставил пистолет себе к виску и сказал, не перепишешь на меня коттедж, застрелюсь - грех? А причина в привязанности к материальному, эта привязанность одевает оковы, лишает разумности и делает зависимым. Это причина страданий в Буддизме и грех в Христианстве. А дхарма есть свобода.

26.10.2017 11:54
0

Браво, @mahadev! )

Следует уточнить,что путь Дхармы - это образ жизни и мировоззрение, которые ведут к освобождению из бесконечного цикла перерождений, Сансары.

26.10.2017 09:19
0

У понятия "дхарма" - очень много разных толкований, @kayros.
Да и благодарить тут стоит не @mahadevа, а нашего автора - @ovtretya.

26.10.2017 11:17
0

Дхарму можно толковать по разному, но на мой взгляд, если отбросить все регалии и термины, то дхарма - это просто познание себя , как части Вселенной, мира и Бога и это возможно познать собственным опытом, т.к. слова думаю не дойдут до глубин души.

26.10.2017 12:03
0