Записки советского библиотекаря. Маразм крепчал


Все ли можно измерить, дорогие читатели? Я не говорю про граммы, килограммы или километры. Я имею ввиду человеческий труд. Все ли профессиональные действия можно оцифровать, в смысле – «обсчитать»?

На заводе или фабрике – план по готовой продукции, у учителя – количество уроков, у врача – число пациентов. Все вроде понятно.

А как можно регламентировать, например, работу библиотекаря?

Оказывается, можно, и не только по количеству читателей или выданных книг, что хоть как-то соотносится с реальностью. Но это – небольшая, самая видимая часть работы. Кроме этого есть куча всякой мелочевки, которая называется «работа с фондом». Книги требуют внимания.

В советском государстве никто не должен был просто так сидеть без дела и получать зарплату, поэтому для библиотекарей придумали огромный список НОРМАТИВОВ, по которым можно было измерить их производительность труда.

Это был большой талмуд, в котором вся работа была расписана и учтена до мелочей. Кто и когда это придумал, не знаю, но документ это был очень любопытный, если не сказать – маразматический.

Вот, некоторые нормы (на память):

Знакомство с новой книгой – 5 минут
Оформление каталожной карточки – 2 минуты
Расстановка карточки в каталог – 1 минуты
Редакция каталога (удаление ненужных карточек) – 0,5 минут
Редактирование карточек – 0,5 минуты на экземпляр
Ремонт книги – 7 минут
Списание книги – 2 минуты на экземпляр
Написание писем-предупреждений задолжникам – 3 минуты на письмо.

И так далее, целая книга, примерно, как СНИП у строителей. 

Были какие-то очень смешные нормы, исчисляемые несколькими секундами, к сожалению, не помню, что это было. Читать эти инструкции было очень весело - мы хохотали и пытались тоже измерить свою скорость работы, но для этого нужен был секундомер, которого не было под рукой.

Если вы думаете, что это анекдот, таки - нет. Жестокая реальность под названием "жизнь в совке".

Бывало, что вышестоящие органы вспоминали про эти нормы и пытались при очередной проверке измерить нашу производительность труда – считали новые карточки в каталоге (хоть это и сложно), обсчитывали новые книги, умножая на соответсвующий коэффициент, типа – "сколько времени вы потратили на их изучение и каталогизацию" и прочие маразматические штуки.

Не просто ли так вам деньги платят?!

Иногда мне хотелось спросить : «А вы учили, уважаемые начальники, что нам еще надо дышать иногда, в перерывах между всеми этими операциями?»

За зарплату от 80 до 120 рублей в месяц надо было постоянно быть «в деле», а то…

Формалистика, бюрократические проверки, количество вместо качества, погоня за цифрами – все это не оставляло времени на то важное, что нужно читателям.

P.S. При этом были и вполне "бездельные" должности, где работники просто пили чай и слонялись из стороны в сторону. Мой брат, работавший в КБ оборонного завода, в котором было 200 человек, говорил, что 150 - можно легко сократить, все равно они ничего не делают.
А куда их девать прикажете?

P.P.S. Ну, а с библиотекаря спрос другой - нечего на народные деньги сачковать.

Начало здесь - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya


Comments 25


@sofya , зато безработных не было.
Про нормы - насмешили. Ведь тоже кто-то "работал" - писал, мучился.

25.09.2018 17:36
0

@nadiyamikhno да, безработных не было, это точно) а нормы кто-то ведь высчитал, сам все процедуры проделал)

26.09.2018 06:37
0

@sofya Ну, что же, успокаивает то, что это все позади)) Хотя я завсегдатай детской библиотеки и, как мне кажется, у сотрудников сейчас тоже жизнь не сахар. Чего стоит только окончание рабочего дня - 21-00...

25.09.2018 18:46
0

@abracadabra у нас выходной был во вторник, суббота-воскресенье - работа. Надо было детей оставлять, семью, жесть. У всех выходной , а культура в массы должна идти непрерывно)

26.09.2018 06:38
0

@sofya да уж, ничего не прибавишь...значит, у меня точно была мечта идиотки - работать в библиотеке.)))

26.09.2018 06:58
0

@abracadabra ну это романтика) при всем том, о чем я пишу, мне нравилось и с книжками возиться, и с детьми, но зарплата... если бы не муж, ушла бы на более достойную оплату. А так - я книгоман, мне хорошо было)

26.09.2018 07:04
0

Нормирование труда - обычное явление для плановой экономики. Что-то много времени отвели на ремонт книги, можно и чая попить, и покурить, и подышать успеть. Знакомство с новой книгой тоже растянули.
-Ну, здравствуй, Новая книга! Меня зовут Галина Петровна. Давай дружить. Вот твое место на полке, осваивайся,пойду закаталоожу тебя, да спишу пару стариков негодных.

25.09.2018 19:05
0

@yuran да, так и было) но мы плевали на эти интсрукции, даже если бы не выдерживали, все рано бы не уволили - не было желающих работать за такие деньги. Постоянно не хватало сотрудников - текучка.

26.09.2018 06:39
0

@sofya Маленькая совковая жизнь. Ничего нового. Кстати - есть интересная гипотеза, объясняющая рост бездельников на госпредприятии (на примере моего НИИ). Чем больше подчинённых - тем больше зарплата у начальника. Например, у нас нужно было убрать с боевого отдела женщину-начальника, она перестала справляться. Но начальство у нас было доброе, долго думали и объедигили бухгалтескую расчётную группу, что считала нам зарплату, с группой кадрового учёта, назвали это "Отделом труда и зарплаты" и поставили её на эту новую должность. В зарплате она практически не потеряла. Но это не всё. Такую операцию стали производить каждый раз, когда нужно было повысить очередного хорошего человека, а мест больше не было. Тогда объединяли несколько отделов и называли это новообразование "отделением". И над начальниками объединённых таким образом отделов вставал новый начальник - начальник отделения. Ещё один способ - увеличение группы путём введения дополнительных единиц в расписание и группа становилась отделом. То есть - один человек брал двух помощников и становился группой. Потом - отделом. А дальше начинались комбинаторные перестановки с целью увеличить количество начальников. А когда начали считать реальные деньги - примерно 1992 год, то оказалось, что с задачами большого отдела справляется пара толковых инженера с лаборантом на побегушках, выполняя тот же объём работ, но получая все деньги в свой карман. И всё развалилось, потому что не удержаться на плаву НИИ, где осталось пара толковых инженеров - им проще самим уйти и организовать своё дело. А НИИ сдохнет сам.

25.09.2018 20:27
0

@nikulinsb все это было на производстве или в НИИ, а уж "средтяжмаш" жил отлично! У меня под боком есть такой НИИ, так во время моего библиотечества одна наша сотрудница туда устроилась ночным вахтером - носки вязала за 220 р.в месяц) В "культуре" не расширяли, может,сейчас, опять же стало больше начальников при тех же рабочих кадрах. А брат уволилися как раз в начале 90-х - надоело за бездельников работать. Он и в командировки, на испытания, а те, кто чай пили, продолжали его пить, да еще за бОльшие деньги, потому что сотрудники со стажем. А брат - молодой специалист, вот и наваливали, но потом все как-то стало разваливаться, заказов все меньше оборонных, он и ушел в свободное плавание - ни разу не пожалел, хотя было по-разному.
Про бюрократов я читала, что эта система сомовпроизводится как-то. Их уменьшают, а они снова вырастают. Почему и надо регулярно сокращать штат - нарастают новые не нужные должности. Теперь понятно, почему.

26.09.2018 06:45
0

@sofya Не вам, а всем страстным нелюбителям совка, что тут находят повод...
Друзья!
Вы просто не читали Германских нормативов времен Веймарской республики. ))
Вот бы видеть ваши лица от знакомства с 7-м томом Универсального технического справочника Хютте выпуска 1928 года, где каждое движение уборщицы с веником пересчитывалось на ... граммы овса. Да -да, друзья мои! Ибо с точки зрения немецкого инженера-руководителя производственного процесса человек- это просто скотина, немного слабее лошади.
Но Европа - это же святое! Конечно , у них - не совок, и навоз духами благоухает.

Нормативы - нормально.
Еще скажите спасибо, что тут не Кока-кола, где после восьми часов работы, каждый сотрудник обязан оставаться на час - сдавать отчет по исполнению своего рабочего дня по вот этим самым нормативом. А там даже путь от рабочего стола до сортира вымерен шагами - не дай бог лишнего! Штраф!

26.09.2018 05:35
0

@nkl да ведь никто не обеляет прекрасную Европу - там тоже все было - и "потогонная система" и бедность, и эксплуатация, а уж немцы, вернее, германцы, и сегодня могут удивить своей пунктуальность и правильностью. Они живут по правилам всегда. У меня подруга живет в Германии много лет - рассказывает истории, как анекдоты. Например, она никогда не платит в электричках (анархистка), так немецкий кондуктор подходит с проверкой и билет спрашивает, на что она говорит, что его нет, забыла. Тогда он выписывает ей квитанцию, но на вопрос о месте жительства подруга называет выдуманный адрес. Вот и все. Она говорит, что немец никогда не соврет, всегда скажет правду, не то, что наш. Еще рассказывала, как отдыхала в Турции с группой немцев. Заселились в номер - нет туалетной бумаги, не усели положить. Возмущенные граждане сели в холле и стали требовать положить сей нужный предмет, но обслуга в запарке была. Тогда моя подруга спустилась в подвал, походила по хоз. помещениям, нашла склад с бумагой и набрала на всех попутчиков. Они как-то не догадались это проделать. Регламент не позволяет.
Так что ваш пример про немцев - это их особенность. Не думаю, что такое возможно было во Франции или Англии. Другие традиции.
А на Кока-Коле платят хорошо, насколько я знаю, это не нищий библиотекарь на 80 р в месяц. Вот что злило. За такие деньги 8 часов отсидеть - и то достаточно)

26.09.2018 06:57
0

@sofya В СССР платили мало, потому что многое было либо бесплатным, либо цена условная. Электричество 2 копейки. Билет на трамвай 3 копейки. Литр бензина стоилв три раза дешевле самого дешевого хлеба. И т.д.
Вы застали момент, когда цены вышли из под контроля и да 80 рублей - это голодная смерть. Но так было не всегда. А вот дурацкую систему нормировать все и вся , даже там где не надо, придумали какраз таки в западных демократиях. И когда это ставят ввину "совку", да еще противопоставляют " просвещенной европе", меня такая короткая память людей слегка озадачивает.

26.09.2018 10:35
0

@nkl не знаю-не знаю знаю, только, что мои дедушка с бабушкой (учителя) жили всегда очень скоромно, потому что зарплаты у них всегда были небольшие, может, номенкдатура жила хорошо, но у меня нет таких знакомых, ах, нет, есть! У меня однокурсница была дочерью зам.прокурора области - вот кто жил-не тужил:"Эту дубленку мне папа на базе купил за 250 рублей, ну и джины заодно за 80")) это чтлбы два раза не ходить, видимо. В то время как мы, простые смертные, только шили да вязали, чтобы как-то одеться(( или в стойотряде ломаться, дабы купить что-то втридогорга. Так что не знаю, кто при совке жили хорошо - номенклатура, средтяжмаш, газпром - это мой опыт. Бюджетники - всегда в бедности(( Да ладно, неужели вы по совку скучаете! не верю)))

26.09.2018 10:54
0

@sofya "Да ладно, неужели вы по совку скучаете! не верю)"

Не скучаю. Рад что это позади, и врагу такого не пожелаю.
НО!
Люди! Если вы действиельно не хотите чтобы ЭТО вернулось - то надо научиться трезво и без эмоций извлекать Урок. Ведь это МЫ там жили. Никто кроме нас этого не сделает.
И между прочем, весь совковый пиндыр тоже людьми был создан. Не иноланетянами. Людьми. Нашими отцами / дедами "ради будущего детей", из лучших побуждений.
То же нормирование Тот же Госплан. Его идею , и первую реализацию сделал русский учёный-экономист Василий Леонтьев. Потом уехал в США и там наладил самую эффективную на сегодняшний день систему национального планирования на основе межотраслевых балансов. Нобелевскую премию ему за это дали, если чо.. Сегодня экономика США - одна из наиболее "плановых" на планте, какие только вообще можно вообразить.

А пока мы бездумно швыряемся какашками в "сраную рашку", поддакивая русофобскому тяффканью из за забора наших бывших раждан, что на запашёк колбаски туда укатили ... мой сын, впервые в своей жизни получив право голоса и пойдя на выборы, проголосовал... за коммунистов. Его за это в казарме лишили увольнительной на выходные. Но настал второй тур и он снова проголосовал за коммунистов. И по итогам второго тура кандиата от Единой России с пробега таки сняли. Выборы признали несостоявшимися, а курсантов - кто не за "Едро" - отправили мести плац. Но сын на меня смотрит свысока (вполне заслуженно, кстати). И что-то мне подсказывает, что на новых выборах, которые назначат вместо провалившихся, он снова отдаст свой голос за "красных". Это уже вопрос чести будущего офицера.
Вот так и начинался совок в "семнадцатом".

26.09.2018 12:14
0

@nkl ох, тяжело это все, что уж там. Я понимаю. что нельзя с водой и ребенка выплескивать, и надо взять то. хорошее, что было у нас, но не выходит, увы. И у меня с одним сыном согласие, с другим - споры, в том числе и о "красных". Почему за коммунистов? Сколько они народу положили за светлое будущее - они не знают, наверное, современные ребята? Да коммунисты нынче импотенты, присосавшиеся к власти и едят с руки, как Зюганов. Что в них хорошего? Правда, больше нет никого, увы...

26.09.2018 13:57
0

@sofya Кто сколько "положил" - никто не знает.
А если непредвзято - все были хороши. Или считате, что стоит вычестить из Истории Сталин&Гитлера, то остальные - кавайниые няши?

Почему молодёжь за коммунистов?
А по той же самой же причине, что я сейчас про тяффкающих тут из-за бугра.
Кто-то тяфкает - поев колбаски от пуза. А ему больше и не надо в жизни. Кто то сыто рыгает марочным вином в оффшорах - жизнь удалась. И все ругают "совок" и "сраную рашку". Страдальцы, блин.
Осточертели эти рожи!
И сколько бы они ни цитировали Солженицина, не распевали Розенбаума /Растаргуева на своих пъяных попевках - эти сытые заплывшие хари "страдальцев" реально надоели.
Они мне надоели.
Чего у там про молодёжь?
Коммунисты говорят "Долой!" У них всё начниается с этого слова. И оно становится востребовано.

26.09.2018 14:40
0

@nkl опять все сначала. Как водится.

26.09.2018 15:22
0

@sofya
Исторически нам был дан шанс - исправить.
Но вместо этого, народ кинулся на запашок баварских колбасок за кардоном.
Отпущенно Время вышло. Дети выросли.
Они не видели мифический "совок", но чётко наблюдают нынешний БАРДАК, который беспомощные предки обясняют каким-тот там мелким шанцевым инструментом за печкой.

"Тогда, пошли все нахер с пляжа!" - говорят нам дети.

Это если в двух словах. ))

26.09.2018 16:36
0

@nkl ну да, примерно так)

26.09.2018 17:11
0

@nkl , а выпороть отпрыска не пробовали? Куда он вас тянет?)

26.09.2018 17:53
0

@dobrotanya За что ж его пороть то?!
Он оказался прав и победил: сегоня утром Путин снял с должности и отправил в отставку своего рукожопого засланца-губернатора, просравшего выборы, несмотря на наличие полной колоды козырей.
А сын мой сделал правильный выбор и, воперки попыткам начальников слега по-плющить - отстоял его.
Я горжусь своим сыном.
Я горжусь жителями Приморья: тихо, без шума-майдана, без горелых покрышек, репортажей CNN,, "печенюшек Нуланд" и "небесных сотен" - люди сделали так, как надо. Акуратно, по-домашнему.
Причём имено наш приморский "сигнал" создал эффект домино: следом, во всех регионах где масквабадские засланцы дали осечку - их всех вымели. А в Хакасии - так и тот сам свалил по тихой грусти не дожидаясь позора.

27.09.2018 00:31
0

@sofya , сколько усилий шло не туда и не на то... Составлять такие нормативы тоже кто-то был обречен. Очень интересная работа ).

26.09.2018 17:51
0

@dobrotanya меня именно это и удивляло - ЗАЧЕМ???

27.09.2018 12:09
0