Как я встретила ученого-диссидента Андрея Сахарова, жившего в заточении в Горьком


Девяностые годы вспоминаются не только как время перемен, но и как эпоха освобождения политических заключенных.

Много лет я жила в Горьком, в районе под названием «Щербинки», где семь лет находился в ссылке (1980-1987) ученый и диссидент Андрей Дмитриевич Сахаров. Я жила в двух домах от его места заключения, и однажды столкнулась с ним в овощном магазине, куда меня мама послала за картошкой.

Дело было зимой. Магазин был маленький – пристрой к жилому дому, который в народе называли «стекляшкой», поэтому очередь из 10 человек заполняла его полностью.

На улице холодно, в магазине – не лучше, к тому же пахло сырой картошкой и гниющими овощами. Люди стояли тихо – каждый думал о чем-то о своем, время настало неспокойное.

Я встала в конец очереди. Было скучно, и я начала разглядывать людей вокруг. Впереди выделялась фигура высокого сутулого человека в старенькой дубленке и потертой пыжиковой шапке. Дубленки тогда были редкостью, и я из любопытства вышла чуть вперед, чтобы разглядеть ее обладателя получше.

то был Андрей Дмитриевич Сахаров, который жил в это время в Горьком, в квартире на первом этаже, в кирпичной «свечке». Все знали, кто живет в этой квартире, потому что на площадке перед ней всегда был наряд «людей в штатском».

Я сразу его узнала по многочисленным фотографиям, публиковавшимся тогда в прессе, где писали, что он – враг народа, подрывающий устои государства. Да много чего тогда писали о нем и его жене Елене Боннэр.

Он тихо стоял, задумчиво склонив голову, покорно дожидаясь своей очереди, как все. Я исподволь разглядывала этого «предателя родины» и видела перед собой пожилого усталого человека, наверное, нездорового. Умное сухощавое лицо и очки придавали ему вид настоящего русского интеллигента, похожего на героя чеховских рассказов.

Подумать только, он, лауреат многочисленных премий, трижды Герой Советского Союза, ученый с мировым именем, стоит в очереди за картошкой, как простой смертный! Я разглядывала его сутулую фигуру, лицо, и не могла поверить, что он – «враг», да и не верила никогда.

Когда подошла очередь, Андрей Дмитриевич тихо сказал продавщице, что ему надо, та взвесила, он расплатился и медленно пошел со своей авоськой, из которой торчала плохо уложенная морковь, к выходу. Высокий, худой, изможденный человек, который сейчас находится под домашним арестом, а рядом с его квартирой всегда дежурят сотрудники КГБ.

Когда я его узнала, горячая волна страха подошла к самому горлу, и забились тревожные мысли: «Хоть бы больше никто не догадался, кто это, хоть бы не узнали!» Я боялась, что какой-нибудь активный гражданин заметит, что здесь рядом с ним стоит «враг», и он сможет напасть на Андрея Дмитриевича - оскорбить или накричать, как потом нападали депутаты Верховного Совета, «затаптывая» его речь.

Но, к счастью, его никто не узнал. Я с тоской смотрела ему вслед – так щемило сердце при взгляде на эту одинокую фигуру, и хотелось плакать от неловко торчащей морковки, которая норовила выпасть из редкой авоськи…

Он сам был, как та морковка, которая не хочет покорно лежать вместе со всеми – такие чувства и мысли пронеслись у меня в голове.

Я пришла домой и, волнуясь, со слезами на глазах, рассказала об этой встрече маме, на что она ответила: «Время изменилось, может, и выпустят…»

Это было в 1986 году.

И действительно, в самом конце 1986, под новый, 1987 год, Михаил Горбачев подписал указ об окончании семилетнего заключения, и Андрей Сахаров вместе с женой вернулись в Москву. Но подорванное ссылкой здоровье, где над ним издевались кгбисты, в том числе, и принудительным кормлением через зонд, не выдержало этих испытаний, и через два года, 14 декабря 1989 года ученый умер.

В 1991 году в доме, на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска, а в квартире был создан музей. Через какое-то время на проспекте Гагарина, напротив его дома был установлен памятник, мимо которого мы всегда гуляем летом с собакой.

Однажды я была в музее-квартире ученого: обычная, ничем не примечательная «трешка», стандартная для того времени обстановка, которая, как я думаю, была ему безразлична, потому что единственное, что было для него важно – свобода, которой его лишили за письмо против войны в Афганистане.

У памятника часто лежат цветы, но люди, проходящие мимо, равнодушны – многие из них не знают, ни этого человека, ни его удивительной жизни, не знают об испытаниях, которые выпали на его долю.

В 90-е годы было возвращено честное имя многим борцам за свободу, в том числе и академику Андрею Сахарову.
События проиисходили: Горьки, 1986 – Нижний Новгород,, 1991

Пост написан для конкурса "Эпические 90-е"

Уникальнсть: 100.00%
Текст проверен - https://text.ru/spelling/unauthorized

Фото отсюда

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya


Comments 42


@sofya Нет пророка в своём отечестве...

02.02.2019 11:03
0

@ruta да, особенно у нас(( После смерти власти поют дифирамбы тем, кого гнобили при жизни.За примерами ходить далеко не надо...

02.02.2019 11:05
0

@sofya поражает такое открытое лицемерие: одной рукой награждаем, другой - избываем(

02.02.2019 11:07
0

@ruta да, увы...

02.02.2019 11:18
0

@golosboard вот это да!

02.02.2019 11:23
0

Вот это воспоминания, Софья! И ты до сих пор молчала?)) Надо было давно с нами поделиться!
Великой личностью был Сахаров... Вот, кстати, к вопросу о манипуляциях. Человек, который мог отстаивать свое видение политического момента, взглядов, часто идущих вразрез с абсолютным большинством (сколько, мне интересно, было людей, реально не согласных с Сахаровым - я думаю намного меньше). Но это было под силу только Личности!

02.02.2019 11:32
0

@abracadabra конкурс как-то всколынул... Таких людей, идущих против всех, очень мало. Сила личности должна быть невероятная. Думать по-другому в эпоху, когда все думают одинаково, очень сложно. Всегда восхищалась Сахаровым, и готова была убить депутатов, которые его освистывали...

02.02.2019 11:43
0

Тогда многие думали также, как Сахаров. Но одно дело думать, а другое положить свою жизнь ради того, чтобы высказать свое мнение.

Да и сейчас тоже самое.

02.02.2019 11:59
0

@nadiyamikhno не думаю, что многие, Надежда! В 80 году он выступил против ввода войск в Афганистан, а народу впаривалось,что это необходимость...Не знаю, большинство думали, что он - враг, как писали газеты.

02.02.2019 12:02
0

Ну, собственно, да.. Боялись.
Тогда вообще все шепотом говорили.
Кричали только дети и базарные хабалки.
Ну и пьянь - святые люди.
Щщас то пьянь , рвань - все едино. За то же и боролись ))) диссиденты )))
Ну, победили, чо...

Не знаю.
Вот не лежит душа к сабжу..
Чем его там мучила кровавая гэбня.. Не мне судить, конечно..
Это кто-то видел?
Есть свидетели? Признания палачей?!!
Есть дюжина весьма поганеньких сюжетов, спетых "Голосом Америки" и его женушкой..
Вот их и пресказывают в народе.
А из того, что реально "подержать в руках":
Статьи его, те что по делу ( он не всю бомбу сочинял, а только детонатор, который, надо сказать, круче вареных яиц получился. Тут, честно - без божьей искры не обошлось) читат ь было приятно, интересно.
Дух захватывало.
А вот по части "борьбы с ррыжымом" - низколобо все как то. Словно это вообще другой человек писал. Даже стиль. На Голосе найдется сотня графоманов , у кого стиль покруче этих сочинений будет.

Я думаю, мы многого не знаем о реальном сюжете этой драмы.
Подозреваю, он и не знал, что "диссидент."
В 60-е такое мочилово шло меж "главных" разных ведомств : Королев протв Челомей, Туполев против Ильюшин, в средмаше - просто ад.
Попасть в "дисиденты" было как два пальца...

Но это мягкий вариант.
ИМХО все горахдо прозаичнее, не даром он мне не нравится.

02.02.2019 14:48
0

@nkl я вам скажу так. У меня знакомые ребята - озорные студенты, решили попасть к Сахарову в квартиру, притворившись перепутавшими адрес. Зашли в подъезд, подошли к квартире, а их - хвать, под белы рученьки: "Кто такие, к кому идете?". Они давай ваньку валять - испугались- перепутали, дескать, адрес. Но кгбисты их в машину - и на Воробъевку, где центр их был. Допрос с пристрастием - раскололи, что студенты, истфака универа, письмо на имя декана... парней чуть не выперли с факультета... Чуть замяли дело. Посмеяться решили, да уж...
Что кормили Сахарова принудительно - так сами "кормильцы" и сознались. Мы с вами на разных позициях в этих вопросах. У вас, наверное, никто не пострадал в семье от кровавой гэбни, а у меня у мамы два дядьки сидели по доносу, и еще родители сокурсника. Дядек я не застала в живых, а вот родители сокурсника много рассказывали - мать на лесоповале отпахала (все здоровье угробила), а отец никогда не отправился от тех лет - так и повесился, уже в 90-е.. Это не сказки - этих людей я знала лично. Сидели оба за участие в студенческих философских кружках.

02.02.2019 15:03
0

@sofya На самом деле, наши с вами позиции не на столько уж и разные.
Просто я не люблю нагромождать сущности. Порядок люблю .
Будет порядок - и те времена не вернуться.
А будет хаос - на шухер и кожанки прилетят.
Все ж это уже было же...

Просто слово "заточение" слегко избыточно как бэ.
В те годы не одна тысяча реально была в заточении - камера "два на четыре" с парашей в углу, и прогулка отнють не за картошкой в магазин.
Хотелось бы, что бы за тридцать лет эмоции поутихли, а здравый смысл бы стал слышнее.

02.02.2019 15:14
0

@nkl это эмоции прошлого, мемуары... вы, как и я ведь не хотите вернуть СССР,войну в Афгане, против которой выступал Сахаров?

02.02.2019 15:19
0

@sofya
Против войны в Афганистане выступал тогдашний премьер советского правительства Алексей Косыгин.
Открыто выступал. Был единственный член Политбюро, кто проголосовал "против"..
И чо та нихто его в герои-мученики не записывает. Хотя после того голосования карьера его закончилась.
Выступал против весь Генштаб во главе с Огарковым.
Тоже не наблюдаю свечения нимбов.
Хотя , то что за ту войну потери были минимальны ( по сравнению с нынешними американскими) - во многом заслуга умелой организации войск.
Реальные люди реально делали, что возможно.
А слава - горлопанам, как всегда.
Для меня легенда " Сахаров - честный дисидент" представляется наиболее нелепой из возможных.

02.02.2019 15:54
0

@nkl у каждого своя картина мира, это нормально.Сахаров имел все, что можно при этой власти, и мог бы жить, как сыр в масле со своими звездами и премиями, благами и прочим, но он от всего этого отказался и начал бороться за мир и против гонки вооружений, поставил свою жизнь и научную карьеру на кон. Для меня это - поступок. А тех чиновников, фамилии который вы приводите, кто о них помнит? разве можно их сравнить с Сахаровым - по вкладу в науку и мировую мысль? Конечно, он не сидел в лагерях, но в то время в лагеря уже на сажали. У каждого своя судьба - ему здоровье попортили.

02.02.2019 16:05
0

@sofya @sofya Ну "память" - сильный аргумент, конечно ))
У нас "помнят" 28 несуществующих панфиловцов, но ни одного настоящего..
Помнят "первого космонавта", но не помнят второго...

Это были не просто " чиновники" , а реальные лидеры, которые головой отвечали...
Вот
Ти

02.02.2019 16:26
0

@nkl какой "головой", у нас хотя одна"голова" чиновника хоть раз полетела, кого-то посадили? Максимум - с места бы слетели. Никто ни разу ни за что не ответил - ни за войны, ни за проваленные проекты.

02.02.2019 16:29
0

@sofya последний расстрельный приговор за измену родине был приведен в исполнение в 1987 году. И это был ни разу не дисидент.)))

А вот, хоть бы одного насмерть замученого "несогласного" с 1954 по настоящее время история не зафиксировала.

С Сахоровым крайне мутная история. Он действительно был неординарный человек. И точно - не дурак, что бы этой фигней страдать.
А вот в избытке человеколюбия - никогда не замечен. Погуглите историю "торпеды т15", как он предлагал одним махом убить 400 миллионов.
И вам тоже начнет казаться, что часовые не Сахарава берегли от детей, а детишек, от такого доброго дяденьки.

02.02.2019 16:38
0

@nkl замученных диссидентов было достаточно, сломанных жизней... но это - новый виток наших разногласий начнется, мы разные книги, видимо, читали)) Я читала "Зеленый шатер" Улицкой - роман о диссидентах.

02.02.2019 16:48
0

@sofya ...а я , Пленумы Верховного Суда СССР... Перед экзаменом по Истории права.
Про 100500 миллионов лично расстреляных Сталиным тоже уже проходили.
Нагромождение сущностей скрывает правду куда надежнее чем самая наглая ложь. Хотя и без нее тоже скучно ))
А правда в том, что любое государство, как институт имеет право и даже обязано себя защищать. Иначе о суверенитете можно забыть навсегда, как нынешняя гейропа.
И граждане должны элементарно это понимать. Иначе будут слушать команды другого "хозяина".
У Сахарова было достаточно интеллекта, что бы понимать такие нехитрые вещи.
А кроме того, у него было достаточно реальных возможностей и авторитета, что бы реально что то менять к лучшему ( как это делали тысячи его коллег, без шума и трескотни).
Почему он стал этим заниматься? По своей ли воле? И он ли это был вообще? Вопросы пока открыты.

02.02.2019 17:07
0

@nkl, Сахаров и менял к лучшему, написав письмо с просьбой прекратить войну в Афганистане - это не поступок разве, и много чего еще делал. Почитайте его биографию - С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. начал свою правозащитную и антимилитаристскую деятельность. Сколько его оскорбляли в прессе и поливали грязью - я хорошо помню, а он писал открытые письма в ЦК, Брежневу... Вопросы о нем для меня не открыты - достаточно почитать его биографию и сопоставить факты. С Боннэр, которой приписывали влияние на мужа, он познакомился в 70 году, через 15 лет после начала свое политической деятельности.

02.02.2019 17:49
0

Рекомендую!

Искренне ваш @fomka

03.02.2019 04:09
0

@fomka спасибо!

03.02.2019 07:16
0

@sofya, Поздравляю!
Ваш пост был упомянут в моем хит-параде в следующей категории:

  • комментарии - 8 позицию - 23 комментарии
03.02.2019 06:13
0

@arcange отлично!

03.02.2019 07:17
0

@dobryj.kit спасибо!

03.02.2019 07:17
0

Приветствуем!
Этот пост был выбран программой «Содействия дружелюбию, взаимовыручке и толерантности» на платформе ГОЛОС.

Команда «Культура Голоса» благодарит Вас за то, что Вы вносите вклад в формирование созидательного и благотворного контента на платформе ГОЛОС.
Мы поддержали вас своим голосом. Хотим сообщить, что следом за нами голосуют некоторые пользователи, которые изъявили желание поддержать эту инициативу.
Наши отчеты о тех, кто был выбран в рамках программы, выходят ежедневно. Вы также можете найти их, используя тег #голосдоброты. О критериях отбора Вы можете прочитать в этом посте.

Если Вы не хотите, чтобы Ваши посты участвовали в программе «Содействия дружелюбию, взаимовыручке и толерантности», ответьте на этот комментарий командой ""!стоп""

03.02.2019 14:08
0

@kulturagolosa, спасибо за поддержку!

03.02.2019 14:11
0

А разве в Нижнем никаких мероприятий, связанных с Сахаровым, не проходит?

04.02.2019 07:42
0

@marina, в городе проходят "Сахаровские чтения", "Сахаровский фестиваль" музыкальный, но музей в запустении, работает не каждый день, посещается мало. Сначала школьников туда водили, а сейчас эта "мода" прошла. Вот и думаю, что молодые не знают, что это был за человек. Чтобы попасть в музей - надо звонить и узнавать, открыто ли...

04.02.2019 07:46
0

@sofya, печально, что такое уже забыли...

05.02.2019 10:55
0

@marina думаю, не помнят, увы...

05.02.2019 11:43
0

эх, надо было подойти, поговорить, картошку, что ли, помочь донести... хотя бы пару слов)))

05.02.2019 16:30
0

@ladyzarulem, я была молоденькая студентка - не решилась бы) да и наблюдали за всеми, могли бы в органы таскать потом. У меня ребят знакомых за подобное чуть с факультета не турнули...да и очередь моя еще не подошла... Это сейчас все смелые, а тогда, анекдот рассказываешь и спрашиваешь :"Стукачей нет?" У нас на факультете диссиденты были в 1968 году после Чехословакии, с тех пор наблюдали за всеми пристально, Первый отдел, и стукачи были, вплоть до Перестройки.

05.02.2019 16:31
0

капец какой. полагаю, у нас тоже были. но мы не боялись никого. журналюги это сила. арестовывали нас группами.))) бывало)))
однажды у нас была репериция казачьего хора, я там пела тоже. ну, отрепитировали, ушли по домам. на след день приходим на факультет - там менты, и нас всех, кто в хоре, а там до фига человек, увозят в ментовку. допрашивать. а мы не можем понять что такое.
оказывается - брежнев умер в тот вечер, когда мы пели и танцевали.... а надо было плакать в тряпочку... вот так вот )))

05.02.2019 17:18
0

@ladyzarulem попались) ну когда все вместе - не страшно, а когда "враг народа" идет в одиночку по улице, а ты знаешь, что за ним следят, то подойти страшно, правда. Солженицына я уже тогда читала(((

05.02.2019 17:20
0

@sofya
да. согласна. кураж у нас был тогда. да и менты не так чудили, все-таки университетские ребята... декан лично приезжал забирать. светлая ему память.

05.02.2019 17:22
0

@ladyzarulem, вот ведь времена были, сколько навспоминали, а мы с тобой еще ведь не старые вроде)))

05.02.2019 17:39
0

хе. молодки еще те. )))) я недавно смеялась. звонит мне робот. и говорит, что я должна пройти диспансеризацию в своей поликлинике. я туда перезваниваю, узнаю, что это за фигня. ну, думаю, надо сходить, полезно иногда. у меня спрашивает регистратор - где ваша история, когда вы у нас были?? и тут я в замешательстве говорю - ни-ког-да... так что, Сонечка. мы не то что молодые. мы юные. у нас даже нет истории болезни!!!!

05.02.2019 18:00
0

@ladyzarulem супер!

05.02.2019 19:30
0