"В один присест сильный слабого съест..." или эволюция отношения к другому человеку.


Одним из основных вопросов философии является вопрос о сущности человека: добр он от природы или же зол, можно поменять человека или же нет, волк - человек человеку, или же брат?

Какова же природа человека? Существуют мнение, что природа человека и человечества не дана раз и навсегда - она развивается. И одним из ключевых параметров этого развития является то, как меняется отношение одного человека к другому. Соперничество - сотрудничество, эгоизм - альтруизм, сопереживание - злорадство....


07judgment_day_nukes_from_terminator_3_rise_of_the_machines.jpg
(кадр из фильма "Терминатор 3: Восстание машин")


Я не философ, не антрополог и даже не теолог, чтобы адекватно размышлять о данных вещах. Я психолог и мыслю относительно узко. Однако постараюсь поведать свои мысли по этому поводу.

Да, @varja и этот пост в том числе о том, что ты говоришь о "примитивных группах"))

Отношение к Другим как вечная тема

Эта тема встречается как в религиозных ("Возлюби ближнего как самого себя"), так и в философских текстах ("Относись к другому так, как хотел бы чтоб относились к тебе"). И их задача - изменить общество, сделать его лучше. Философии - представить модель будущего, религии - (ИМХО) преобразовать отношения в обществе на более конструктивные ("не убий/не укради/не возжелай жены ближнего своего...").


jesus-washing-apostles-feet-39588-tablet.jpg
(ссылка на источник)


Почему именно отношение к другим людям играет такую важную роль?
Человек эволюционирует не поодиночке, а в группе. Мы связаны, у всех людей одна судьба, неотрывная от судьбы других людей. Потому его отношение к другим людям определяет не только как будут жить другие люди вокруг него, но и он сам.


На мой взгляд, эволюция отношения к человеку являлась одной из основных тем фильма "Облачный атлас". Одна из основных цитат этого фильма и послужила названию поста.



(ссылка на источник)


И это отношение к Другому изменялось на протяжении всей истории развития человечества.

Племя - индивидуальность - коллектив

По данным антропологических и этнографических исследований (умопостроений, если хотите), наше сознание, наше понимание, что есть Я, а что есть Другие люди (Я - отдельная личность, другой - тоже) не всегда было таким как сейчас, оно эволюционировало:

В первобытном обществе

Первый быт человека, "первое рождение" его сознания. Предполагается, что древний человек не осознавал себя как индивидуальность. Он был частью своего племени, он - это его племя. Отношение к другим людям своего племени было почти как отношение к самому себе. Племя было почти подобно единому организму. Что хорошо для других членов племени, то хорошо и для меня.


kel.jpg
(ссылка на источник)


Люди из чужого племени воспринимались как "не люди", которых можно убить, съесть. По отношению к чужакам позволено все.

Люди делятся на: Мы и Они.
К Нам отношение хорошее, к Другим позволительна любая гадость.

Эта форма сознания остается при нас до сих пор....

Архаичный отголосок этого времени внутри нас гласит:

  • "Навреди чужим, забери все своим..."
  • "К близким мне людям я буду относиться хорошо, а чужих я готов обобрать и бросить на холод..."


(ссылка на источник)


Эра индивидуализма

"Человек человеку - волк" (Плавт)

Нельзя наверняка сказать, когда человек стал осознавать себя как себя, отдельно от других. Становление человеческого Я можно видеть в текстах древних шумеров, трудах античных философов.

Однако, когда человек осознал (а главное появилась такая возможность):

  • что он может выбирать свою судьбу сам.
  • может работать, кем захочет, а не быть продолжением профессии родителя.

Но главное - если Я осознаю себя, то и осознаю СВОИ ИНТЕРЕСЫ.



(ссылка на источник)


Этому способствовали реалии становления нового типа экономики - рыночной, эра капитализма.
Другой человек становится инструментом, расходным материалом. Идеал капитализма - приумножить свой капитал, а в некоторых случаях...любыми способами приумножить свой капитал.

Отношение к себе и к другим:

  • Есть Я, есть мои амбиции.
  • Есть Другие, они - мои конкуренты, или же лишь инструменты, расходный материал.

    Исследования топ-менеджеров, биржевых трейдеров в США показали, что наиболее успешными являются люди с отсутствием сочувствия к другим, отсутствием морали, относящиеся к другим, исключительно как к способам достижения своей цели.



(ссылка на источник)


И до какого-то времени такое отношение являлось одним из двигателей человеческого прогресса.

На мой взгляд (да уж, авторитетный источник мнения), такая схема, где все стремятся реализовать лишь свои интересы в ущерб интересов других, становится пагубной для общества ввиду того, что:

  • Многие глобальные проблемы (к которым подходит человечество) нерешаемы в одиночку.
  • Вследствие ограниченности ресурсов, люди понимают, что эгоизм некоторых ведет к бедам большей части общества.
  • Кооперация ведет к большему выигрышу, чем преследование сугубо индивидуальных целей.

Новая модель отношения к человеку

Анализируя общемировые тенденции, я могу предположить, что население наиболее цивилизованных стран переходит на новую модель отношения к человеку. Это обусловлено мощным технологическим уровнем и благосостоянием этих стран.



(ссылка на источник)


Суть этой новой модели, на мой взгляд, выражает фраза: "Твое благополучие зависит от благополучия других, и это знают все".

Отношение к себе трансформируется:

  • Я знаю, что Я - отдельное существо, но я - существо социальное, я живу с другими людьми.
  • Другие люди - не средство для достижения моих целей, они есть цель
    .....довольно утопично.

Именно о такой модели отношения к человеку говорили многие великие умы:

  • В этом суть "христианского переворота".
  • Этот идеал отношения лежал в основе французской буржуазной революции.
  • Об этом писали марксисты.

    Однако все они хотели поменять это отношение путем насаждения этих идей. Но разум, сознание человека должно созреть для этого, его быт должен привести его к этому.


Человеческий рай и ад



(ссылка на источник)


В одном из своих первых постов я цитировал притчу:

Как-то раз один человек повстречал господа Бога, и решил он тогда попросить его, чтобы тот показал ему, что есть Ад, а что есть рай. Господь взял того человека за руку и отвел к двум дверям. Заходят они в первую дверь и видят посередине комнаты чан с вкусной едой, которой там в изобилии. Вокруг чана на высоких стульях сидят люди. Все они выглядят больными, обессиленными и ужасно голодными. У каждого в руке прикреплена длинная ложка, которой можно с легкостью дотянуться до еды в чане, но невозможно поднести ко рту, настолько она длинна. Их несчастье было нестерпимым.
Молвил господь: "Вот это был ад".
Проходят они в следующую комнату. Она похожа на предыдущую, посередине ее стоит чан, и на столь же высоких стульях вокруг сидят люди с такими же длинными ложками, прикрепленными к их рукам. Но они выглядят сытыми, довольными, общаются друг с другом и рассказывают анекдоты. Атмосфера в этой комнате пронизана радостью и душевностью.
Человек молвил: "Я не понимаю, как это может быть? Почему эти люди в одинаковых комнатах так отличаются?"
Господь: "Все просто. Эти люди научились кормить друг друга. Те же, что в первой комнате, думают только о себе".

Все прошлое остается с нами

Не стоит думать, что наша психика забыла первобытные времена. Иногда наше сознание может "откатываться" на предыдущие этапы своего развития. Это может происходить тогда, когда мы переживаем сильные эмоции (страх, ненависть).



(кадр из фильма "Мгла" - фанатики)


Этим можно манипулировать. Стоит напугать людей, как через какое-то время новые модели отношения к другим людям сменятся старыми. Разумеется, так происходит не со всеми людьми. Некоторые современные люди склонны относиться к себе и другим по меркам Средневековья. Некоторые люди, жившие в средние века относились к другим так, как этого требует 21 век.

Россия и ее архаизация

Так уж получилось, что страна развитого социализма (утверждение может быть спорным) за два-три десятка лет скатилась по существу к отношениям "свой-чужой", "своя хата с краю - ничего не знаю", "быть бандитом - круто", "украсть бы побольше".



(ссылка на источник)


Я присоединяюсь к тому, что говорит @varja. В нашем постсоветском обществе либо благодаря какой-то особой ментальности, либо просто из-за дурного стечения обстоятельств "пробуждаются" отголоски архаичности, дремучести и неадекватного для современного развития человечества отношения к другим людям.

И я уверен, что в бедах нашего народа виновато не столько дурное правительство, внешние враги, сколько то отношение людей к себе и к другим людям, которое позволяет "злу" множиться. Зло - не абстрактно, это конкретная характеристика отношения людей к друг другу.

О ситуации на ГОЛОСе

Сходная ситуация обнаруживается и на ГОЛОСе. Суть данного проекта - социальна. Это значит, что проект - это люди, благополучие людей на проекте - условие того, что он будет нужен, востребован. Когда же горстка людей стремиться защищать только свои интересы в ущерб другим, то долго это не продлится. Проиграют все.



(ссылка на источник)


Заключение

Хочу подвести итог кратко. Человек - удивительное существо, он сам может менять свою природу, сущность. И так уж получилось, что развитие его сущности идет по пути от эгоизма к альтруизму. От понимания того, что у него есть свои эгоистичные интересы, к тому, что невозможно строить свое счастье за счет других людей...продолжительное время, по-крайней мере.
Мы все люди, и у нас есть общая судьба. Когда мы поймем это, многое может измениться к лучшему.


Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой блог, вас ждет много нового и интересного.

Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Чулошников Алексей.


Comments 17


15.01.2018 08:21
0

Помнится в 2011 году я тоже маленько поучаствовал в МММ.
Не суть, что я там 3к рублей потерял.
А суть, что я смотрел записи Мавроди, в том числе его тюремные дневники. И он там довольно ясно и просто всё объясняет.

Человек хороший, пока на него не давят, а чем больше на него давят, чем больше конкуренция, тем больше он вынужден становиться плохим.

Нет никакой эволюции отношений, есть обстоятельства и обучение, которые и заставляют человека вести себя так или иначе. Вернее эволюция есть, но это эволюция условий существования и эволюция методов манипуляции, которые и диктуют поведение. Надеюсь, термин "формирование общественного мнения" все слышали.

15.01.2018 09:47
0

@cborka777 , ну в критической ситуации остаться человеком сложнее, здесь нужна сила-воли, сила-духа. На тебя давят, а ты хороший! Если ты не меняешься, изменится "давящий".

15.01.2018 12:49
0

По-большему счету отношение к другим людям и проверяется в таких ситуациях, когда давят.

15.01.2018 15:49
0

Да, но давить-то по разному можно, чем сильнее давить, тем меньше людей сможет это давление выдержать, в конце останутся считанные единицы. К счастью, не всех жизнь давит до такой степени.

15.01.2018 16:18
0

Да, у каждых разные приоритеты, и если давить на них то можно "сломать" большинство людей. С другой стороны такая процедура "экспериментальной давки" лишь подтвердит правило.

15.01.2018 17:29
0

Хорошо, я думаю, что понял вашу позицию - поведение человека - продукт ситуации. Человек - tabula rasa, ваяй что хочешь. Я думаю, что вы сами вряд ли верите в это.

Первое. Каждый из нас рождается с индивидуальной нервной системой, которая индивидуально избирательна к стимулам из внешней среды, но это пока еще биология. На уровне психики это проявляется в понятиях индивидуальности, личности. При одинаковых условиях, даже двойняшки, имеющие одинаковый геном, по-разному реагируют на одинаковую среду.

Теперь второе. Формировать мнение возможно, да. Но отношение к другим людям, это не просто мнение. Отношение к человеку обусловлено бытом человека, фактом весьма ощутимым и объективным. Не будет соответствующих условий к существованию того или иного отношения - оно не удержится в головах. Отношение к другому это еще в том числе и продукт эволюции экономических отношений, средств производства.

Третье. Довольно неэтичные психологические исследования позволяют сделать вывод, что определенный процент человеческой популяции (около 20%) обладает относительно неизменчивым этической предрасположенностью. Говоря проще одни будут нехорошо поступать с людьми при любых обстоятельствах, а другие будут относиться к людям хорошо, как бы их не пинали. В остальных 80% людей эта "устойчивость" к внешним влияниям выражена менее слабо вплоть до того, что 25-35% вообще может не иметь ее.

15.01.2018 15:48
0

Вы сказали то же самое, что и я только другими словами и подробее. Естественно есть закон нормального распределения, согласно которому есть исключения в ту и другую сторону, но подавляющее большинство - продукт обстоятельств (быта, профессии и т.л.) и воспитания (в том числе пропаганда, фильмы и другие информационные воздействия). Естественно, это накладывается на индивидуальный врождённый характер, который естествено не табула раса чистая доска, но система обтёсывает всех до примлемого стандарта, как это образно показано в фильме "Стена" Пинк Флойд. И в области отношений к друг другу тоже.

15.01.2018 16:13
0

@sinte , крутой текст!

15.01.2018 12:44
0

Благодарю) Круто, что читаете)

15.01.2018 15:49
0

Привет @sinte
Отличная статья! Я проголосовал за неё, а также подписался на твой блог.
Надеюсь на взаимную подписку!
Ссылка на мой блог - @jordanuttos
Успехов тебе!

15.01.2018 20:21
0

Привет @sinte
Очень интересно пишешь! Я проголосовал за статью и подписался на твой блог.
Надеюсь, ты тоже подпишешься на мой блог!
Ссылка на мой блог - @olegkruasang
Давай дружить :) Успехов тебе!

18.01.2018 04:13
0

Обожаю картинки в твоих статьях)))

19.01.2018 15:13
0

Человечество эволюционирует не от эгоизма к альтруизму. Кооперация и альтруизм - это лишь стратегия совместного выживания. Если люди (или животные) объединяются - в целом каждому становится жить легче и лучше. Люди эволюционируют в искусстве обменов ресурсами. А для этого обмена создают всё более изощрённые, сложные и продуктивные организации. Одна из них - Голос)

31.01.2018 01:04
0