Как антидепрессанты вызывают психологическую зависимость?


Иногда в моей практике в рамках работы университетской службы психологического консультирования ко мне приходят люди в довольно тяжелом состоянии. В таких случаях я, как, как специалист не могу работать один, без врача-психотерапевта. И одним из первых затруднений для перенаправления к нему является стах клиента перед назначением ему...таблеток.

К таблеткам, изменяющим работу мозга в нашей стране отношение неоднозначное. Тут тебе и карательная психиатрия, и "риск превратиться в овощ". Да и многие не понаслышке знакомы с возможностью возникновения зависимости от них! Тут и приходится все это объяснять.


Ссылка на источник


Так ли это? Могут ли современные антидепрессанты "вогнать" в зависимость и как это вообще происходит? Об этом пост.

 

Физиологическая и психологическая зависимости: в чем суть?

Прежде чем говорить о наступлении зависимости кратко поясню суть ее видов: физиологической и психологической зависимости.

Если кратко, то зависимость это навязчивая потребность в чем-либо или ком-либо. Причем навязчивость эта обусловлена:

а) Тем, что этот кто-то или что-то дает нам позитивные ощущения, и со временем заменяет остальные способы получения удовольствия, хорошего настроения.

б) Тем, что когда этого нет нам хреново, а старые способы уже не всегда катят.

 

Физиологическая зависимость

Возникает обычно в следствии приема чего-то внутрь своего организма. Организм привыкает к этому, вещество встраивается в его обменные процессы и без вещества становится туго, больно, тошно и вообще мир не мил.

Срок развития: нужно долго принимать.


Ссылка на источник


 

Психологическая зависимость

Тут уже сложнее. Ты привыкаешь, что с этим веществом, человеком, приспособлением (вещью) твоя жизнь становится лучше, приятнее, ты можешь больше чем без него, меньше паришься. Но когда это отнимают тебе хреново, ведь ты привык к этому., привык не париться. И тут та же печалька, ломка.

Правда требует уже не твой организм, а стиль жизни, психика.

Срок развития: наступает быстрее физиологической.


Ссылка на источник


И в случае антидепрессантов - это наша тема!

 

Как формируется психологическая зависимость?

В первую очередь твоя психика должна понять связь между употреблением вещества и улучшением твоего состояния (возможностей). А связь образуется по принципу формирования условного рефлекса.

Условный рефлекс это когда какое-то значимое событие/ реакция (например страха) связывается с нейтральным событием (демонстрацией какого-либо цвета) и при появлении этого нейтрального события  (того же цвета) снова появляется и связанная с ним реакция (страх).


Ссылка на источник


Принципы формирования условного рефлекса:

1) Нейтральный стимул/событие (употребить вещество) должно происходить перед значимой реакцией (улучшение настроения).

2) У организма должна быть потребность в этом событии (сытому организму все равно, какую еду ему предлагают)

3) События (нейтральное и значимое) должны быть связаны по времени, что бы психика восприняла связь между ними.

 

Старое "ширево" и новое "пырево": принципиальные различия

Фармакология не стоит на месте и постоянно развивается и те препараты, которые были в 70-80ые годы это уже история, которой никто не пользуется. Именно эти препараты вызывали кучу "побочек", снижали психическую активность человека, так, что он превращался в "кабачок".

Но самое важное - употребление таблетки вело почти к немедленному результату. Иными словами психика понимала связь между употреблением и эффектом. И вот вам рефлекс.

С новой фармой все по-иному. Лекарства развиваются по линиям:

  • Более точечного действия (подавляют не всю работу мозга, а только патологический очаг);
  • Меньшей токсичности;
  • И снижение риска возникновения зависимости.

Ссылка на источник


 

Как снижают зависимость?

Да все по тому же принципу условного рефлекса!

Дело в том, что современные препараты, а конкретно - антидепрессанты действуют не сразу, а растянуто и по принципу накопления. То есть препарат постепенно (кумулятивно) начинает действовать через полторы-две недели.

И психика попросту не проводит параллелей между приемом препарата (вещества) и улучшением настроения. Тем самым психологическая зависимость не формируется на условно-рефлекторном уровне.


Ссылка на источник


Конечно, "умом" человек понимает, что ему обеспечивает подъем сил и настроения, но ключевой момент зависимости, вызывающий поведенческую привычку - отсутствует.

Помимо этого эффекта достоинство такого кумулятивного действия заключается в том, что он не резко "выстреливает в организм" с постепенной капитуляцией почек, а действует мягче и щадяще.

 

Заключение

Как я уже говорил в предыдущих постах, таблетки (антидепрессанты) - это всего лишь своеобразные костыли, позволяющие хоть как-то начать ходить и работать не с симптомами, а с причиной депрессией. Они не должны становиться единственным способом регуляции психического состояния, но иногда они необходимы и тем лучше, чем меньше проблем вызовет их использование. Право сейчас фармакология идет в своем развитии "семимильными" шагами.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой блог, вас ждет много нового и интересного.

Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.

Автор: Чулошников Алексей.

 

 

 


Comments 19


Лучше при депрессии начинать не с антидепрессантов, а с физических упражнений на свежем воздухе в солнечную погоду. Таблетки это крайняя мера. Я не специалист и у меня никогда не было депрессии. Настроение обычно всегда хорошее, но когда я утром выхожу гулять с палками, то минут через 30 хочется улыбаться всем подряд и жизнь кажется такой прекрасной. А если еще светит солнышко, то совсем превосходно.

27.09.2018 08:37
0

@galina1 рад вашим комментариям. Однако депрессия - это...итог разных расстройств. Есть депрессия, которая хорошо лечится активностью, а есть и другие виды депрессий. Я рад, что депрессия вам не свойственна, однако есть люди, которым она наоборот свойственна и стала одним из ключевых свойств характера, личности. Это, кстати, для них становится дополнительным угнетающим фактором - "все ходят без депрессии, или же не остаются в ней надолго, а я, видимо какой-то ущербный".

27.09.2018 08:56
0

@sinte мне кажется, что в разных случаях возможны разные способы избавления) легкое расстройство возможно излечить походом к психотерапевту, а сложные - таблетками. У меня знакомая впала в депрессию из-за жизненнх ситуаций, ходила к писхологу, он ей помог, но не надолго, потом пришлось все равно и таблетки попить. Поправилась. Все наладилось. Это подтверждает вашу мысль, что бояться таблеток не надо - надо их правильно подбирать. Спасибо за пост.

27.09.2018 09:55
0

@sofya тут уже вопрос методологический. Что бы правилоно действовать нужно правильно понять с чем имеешь дело, каковы пропорции в депрессии: генетического компонента (физиологически определяющего силу и подвижность эмоциональной реакции), прижизненно приобретенных уязвимостей (ранняя разлука с родителями, пережитое насилие - все то, что пробуждается при сильном стрессе) и собственно текущие психологические проблемы.

27.09.2018 12:09
0

@sinte моя приятельница была оптимистка по жизни, всегда радостная, и жизнь у нее катилась, как по маслу, до определенного момента, когда несколько неприятных событий не нарушили этот ритм. Ей было совсем плохо - она перестала есть и спать, похудела на 10 кг, апатия и т.д. Упражнения, которые советовал психолог помогали мало, вот он и подключил еще таблетки. В комплексе - помогло.

27.09.2018 12:22
0

@sinte "Работая в университетской службе психологического консультирования то и дело к тебе на прием приходят люди в состоянии с которым ты как специалист не имеешь права работать без врача-психотерапевта".

Просто подумайте об этом. Подумайте, что всё написанное означает. Работая, стало быть, в службе психологического консультирования, люди то и дело приходят на приём в службу психологического консультирования - в ужасном состоянии, судя по всему. Может, людям лучше не работать в этой самой службе, пока им требуется врач-психотерапевт?))

Когда первое же предложение построено неграмотно - это угнетает...

27.09.2018 11:28
0

@natabelu да, возможно оно не согласованно. Только сейчас понял, как сие может восприниматься, благодарю за указание.

Надеюсь, данное предложение, не единственное, что вас зацепило в моем посте.

27.09.2018 12:13
0

@sinte "Возможно оно не согласовано" - хе)) Да это изнасилование деепричастного оборота психоспецслужбой.
К тому же у вас с пунктуацией полный трэш.

И это единственное, что меня зацепило, так как я не стала читать дальше.

27.09.2018 12:44
0

Критика - это конечно же стимул для роста, однако мне кажется что тут вы уже больше говорите о себе, о своих ценностях и...особенностях.

27.09.2018 13:07
0

Нет, я о русском языке. Реально трэш.

Если бы вы меня не спросили, что ещё зацепило МЕНЯ, я бы не стала говорить об этой потрясающей "особенности" - что дальше я не стала читать. Потом дочитаю. Впрочем, можно и не читая сказать, что и дальше всё "не согласовано".
Попробуйте всё-таки отредактировать этот эксклюзивный текст.

27.09.2018 13:18
0

@sinte Согласна, столько мифов вокруг психофармы! Начиная с того, что таблетки сделают человека овощем, заканчивая тем, что человек приходит на прием и требует какихнибудь антидепрессантов, чтобы быстренько прийти в себя и не тратить время на вот эти ваши ненужные разговоры.

Депрессия лучше всего лечиться в комплексе: психотерапия+психофарма. По отдельности результаты намного хуже.

27.09.2018 11:52
0

@psychos к сожалению существует проблема доступности хороших, современных препаратов. Некоторые лекарства просто не продаются в РФ и приходится специально заказывать (если они вовсе не запрещены). Другая сторона - их цена.

27.09.2018 12:22
0

@sinte Да, и такая проблема не только с АД...

27.09.2018 12:32
0

@sinte спасибо за пост! хотела много написать...но просто соглашусь

27.09.2018 19:28
0

@veta-less благодарю за ваше внимание)

27.09.2018 19:30
0

@sinte, Поздравляю!
Ваш пост был упомянут в моем хит-параде в следующей категории:

  • комментарии - 10 позицию - 15 комментарии
28.09.2018 06:16
0