Про наше честное-бесчестное


Так уж случилось, что, интересуясь своей родословной, пришлось мне заглянуть аж в век восемнадцатый, где обнаружился один из моих предков со множеством приставок “пра”. Совсем небольшое упоминание, тем не менее, в истории купечества Зауралья эта запись фигурирует: “1799-1801. Купец III гильдии Иван Ильич К. с сыном”. Листая архивные документы, я видела, что дело моего далёкого предка так или иначе жило, хоть и не все потомки Ивана Ильича впоследствии занимались купечеством. Не всем, очевидно, было дано это умение - извлекать прибыль от собственной деятельности.


Фрагмент картины "Купец, считающий деньги". Б Кустодиев

Сначала меня несколько удивил такой род занятий, поскольку история рода конкретно сообщала, с какой целью предки мои прибыли за Урал - на охрану границ.
Но, по мере того, как я читала материал, события тех далёких лет выстраивались в логическую цепочку: уже с середины XVIII века служилых людей начали сокращать, поскольку на охрану границы стали посылать регулярные войска. Бывшим военнослужащим ничего не оставалось, как записываться в разночинство или купечество. После уплаты гильдейского сбора на руки им выдавалось Купеческое свидетельство. Свидетельство это давало право на деятельность в конкретной местности. Выдавалось оно только в городах и по нему купцы III гильдии "могли вести мелочную торговлю, содержать постоялые дворы и трактиры, заниматься ремеслом”.


Зауралье. Нижние торговые ряды, принадлежащие купечеству. XIX век.

Надо сказать, что в “эпоху перемен”, подстраиваясь к ситуации в стране, мне, как и многим моим соотечественникам, пришлось заниматься разного рода деятельностью, никоим образом не связанной с основным образованием. У меня было три захода в свой бизнес. Один из них - в торговлю. Не знаю, опыт ли моих предков, хорошо ли подвешенный язык и предприимчивость, но давалась она мне легко с одним но: было не интересно. Полученный до этого времени опыт работы в производстве дорогого стоил. Там каждый новый день начинался, как с чистого листа: куча разных задач, которые нужно было решать сиюминутно. Но не только это наводило меня на мысль, что торговля - не моё дело. Сама деятельность в том, иногда неприглядном виде, мне претила. Нужно было постоянно держать ухо востро, чтобы тебя не обманули поставщики, не нарушили сроки поставки или ещё чего. Верить обещаниям и клятвенным уверениям “поставим в срок” не имело никакого смысла, даже при наличии договора.


Зауралье. Нижние торговые ряды. 1880-1890 гг.

И вот на этой самой ноте я хочу вернуться туда, с чего начала свой рассказ.
Вы знаете, что во времена моих предков договоры составлялись крайне редко - достаточно было просто ударить по рукам, и это гарантировало выполнение договорённостей куда точнее, чем бумага с печатью?
И даже при наличии бирж купцы предпочитали вести бизнес в амбарах и в трактирах, напрямую заключая сделки под честное купеческое слово. Бизнес в целом определялся деловыми качествами купца. Эксперты от истории сегодня говорят о том, что честное купеческое слово можно было отнести к национальному достоянию. Тогда достоинство ставилось выше выгоды. Многие купцы, вышедшие из простых людей, зачастую не знали даже грамоты. Само собой, обмануть такого человека было проще простого. Но рискнуть нарушить честное купеческое слово? Ради чего? Ведь оно имело такое же значение, как, скажем, честь дворянина. Не зря с тех пор сохранилось в нашем языке устойчивое выражение “уговор дороже денег”. Конечно, хватало и таких, что были не чисты на руку. К ним гильдия была беспощадна: их выгоняли с позором, и это часто было сравнимо с банкротством. Одним словом, всякого народа хватало в те времена, но нигде в Европе ничего подобного не существовало. Это наш, отечественный, феномен.
Завершая начатое словами А.П. Чехова: "У всякого безобразия должно быть своё приличие..." - думаю, что сегодняшняя этика бизнеса - вещь, совершенно далёкая от справедливости. Не потому ли стало привычнее нашему слуху “деньги решают всё”?


Comments 39


@ruta, "Не потому ли стало привычнее нашему слуху “деньги решают всё”?" а также принцип "никто ничего -никому не должен")

03.02.2021 12:29
0

@renault12, и много чего ещё, - " У кого власть, у того и деньги"...

03.02.2021 12:37
0

@ruta, или наоборот...

03.02.2021 14:47
0

@marfa, да, схема работает в оба конца.

03.02.2021 14:47
0

@ruta, да, было время. А сейчас честного человека скорее в дураки и лопухи запишут, быстренько разорят и совесть не замучает. Да и кто сейчас ценит такие понятия как честность, совесть, порядочность... За время перестройки бизнес совсем растерял все "правила". У кого сила - тот и прав. Сейчас кулаками почти не машут. Теперь прав тот, у кого больше денег или связей.
А чем ваш пра-пра---дед торговал?

03.02.2021 14:22
0

@nadiyamikhno, не нашла концов, но судя по тому, в каком квартале города потом жили его наследники, то, скорее, всего, зерном, маслом, мукой. Хотя не исключаю и ремесло какое-то.

03.02.2021 14:26
0

@ruta,Да. Надеюсь, восстановим купечество...

03.02.2021 15:18
0

@denis-skripnik, врядли нынешние реалии дадут такой шанс.Легко потерять,да трудно найти.

03.02.2021 15:51
0

@denis-skripnik, тут всё сложнее, этические нормы - это не законы, которые можно принять, просто подписав указ.

03.02.2021 16:43
0

Да, но ведь измениться люди тоже могут. Хотя-бы будущие поколения... Надеюсь на это.

04.02.2021 03:28
0

@ruta, спасибо за пост

03.02.2021 19:43
0

@whaler-fund, пожалуйста)

04.02.2021 05:12
0

@ruta, дадада, Руточка, в Ростове никогда раньше не подписывали договоры. все купеческим словом решалось. это мне знакомо. увы, преданья старины теперь...

03.02.2021 22:38
0

@liga.avtorov, так это повсеместно было в России. А договоры скрепляли крестным знамением, тоже известный факт)

04.02.2021 05:01
0

@ruta, сразу стало интересно как было в Европе. Европейцам не знакома важность репутации?

04.02.2021 03:30
0

@avoice, надеюсь, известна, но чтобы так, под честное слово сделки вершить? - тут я сомневаюсь. Репутация - лишь видимая часть.

04.02.2021 04:59
0

@ruta, Кстати, вспомнил. Поражает, насколько некоторые люди не любят всё Русское, что готовы, извините, обсирать всё... Читал одного: пишет, что на самом деле не было такого, что купцы были ублюдками, которые ходят по увеселительным заведениям, творят непотребства и так далее...

04.02.2021 05:32
0

@denis-skripnik, разные, конечно, встречались, но в целом, те кто трудились и добивались многого . Хотя бы вот в случае моего дальнего предка. Со временем его потомки преумножили состояние и построили каменный двухэтажный дом на Дворянской улице, где селились самые зажиточные и преуспевающие люди города. Хотя купец III гильдии - это совсем небольшой начальный капитал, как мне представляется.

04.02.2021 05:36
0

Ага. Просто не мог написать: не понимаю таких людей, которые меньшинство превозносят, как всех, и оплёвывают...

04.02.2021 06:02
0

@denis-skripnik, так, исходя из собственного опыта, возможно. Я оринтируюсь на факты. Для чего мне фантазировать, когда я знаю, кем были мои предки и кто я. Мне лично открещиваться незачем.

04.02.2021 07:18
0

Согласен.

P. S. Сам мечтаю о предках узнать дальних. Мне рассказали мало: сами не знают...

04.02.2021 07:20
0

@ruta, да, история таит в себе много моментов из прошлых лет! Но я бы хотел сказать, что и в советское время тоже были положительные моменты в работе при поставках продукции. Вспоминаю такой случай, когда мы из Горького поставляли двигатели и запасные части в Иркутск в их Сельхозтехнику. Так мы снабженцы в течение года друг друга и не видели и в итоге мне заказчик сказал по телефону, что все так хорошо прошло и было бы интересно встретиться просто так и познакомиться!

07.02.2021 17:28
0

@evgeny-zaikin, я все эти истории знаю - у меня муж работал снабженцем в эпоху перемен)

07.02.2021 17:30
0

@ruta, Здесь за нарушение контракта можно судить и наложить что называется lien. То есть обманувший должен будет заплатить неустойку.

04.03.2021 05:37
0