Pазница между художественной прозой и документальным повествованием (non-fiction). Рецензия на рассказ "Роман со Cнегурочкой" @anonymous.author от mgaft1


Рецензия на рассказ "Роман со Снегурочкой" @anonymous.author

На моей памяти, несколько раз на конкурсах анонимного автора встречались произведения подобные Роману со Cнегурочкой – не художественные произведения, а просто случаи из жизни. Помню, как одна участница даже возмущалась, когда история, написанное со слов ее бабушки, или ее бабушкой, оказалось «зарезанным» каким-то противным критиком.

Думаю, что возмущаться здесь нечем. Просто эти произведения принадлежат разным жанрам; находятся в разных весовых категориях или даже принадлежат к разным видами спорта. Это как сравнивать пловца и конькобежца. И тот и другой могут быть хорошими или плохими в их виде спорта, но они никогда не выступят друг против друга в одном соревновании.

Мне всегда казалось, что линия водораздела проходила по следующим показателям:

Художественное произведение повествует о выдуманных событиях и характерах, в то время как документальное описывает реальных людей и реальные события. Художественное произведение может опираться на реальные события и персонажи могут иметь реальных прототипов. Но их поведение и чувства переосмыслены автором и изложены с его точки зрения.

Художественное повествование должно аппелировать к чувствам, должно волновать и заставлять думать. Документированное повествование тоже может волновать и заставлять думать. Я, например, люблю смотреть документальные фильмы о битвах животных или воспоминания очевидцев о войне. Но этот жанр не имеет своей целью переместить читателя внутрь описываемой сцены. Тут ты как бы смотришь на предмет рассказа со стороны.

В художественном произведение должен был заложен какой-то эстетический или этический смысл, высказана точка зрения на жизнь, человеческие поступки и т.д. В таком случае повествование является иллюстрацией мыслей автора, оно выявляет его/ее точку зрения на тот или иной вопрос, в то время как нехудожественная литератуpа ничего такого не содержит. То есть, она тоже может содержать мысли и мнения как составная часть повествования, а может и не содержать. В Романе со Снегурочкой, например, мальчик думал о Снегурочке – предмете своей любви. Но само произведение в целом не является иллюстрацией какой-то мысли, это просто документированная память об определенном жизненном опыте.

Недавно я прочитал рассказ @markvial «Счастливый случай» и понял, что дело не только в этом. Этот рассказ тоже описывает случай из жизни и в целом не содержит какой-то особой мысли.

/ru--baijka/@markvial/schastlivyi-sluchai#@mgaft1/re-markvial-re-mgaft1-re-markvial-schastlivyi-sluchai-20171026t151334736z

И тот и другой рассказы описывают случай из жизни, но стоит прочитать первое предложения, как разница в повествовательной парадигме сразу становится очевидной.

Роман со Снегурочкой

Давайте, я вам расскажу историю одной своей далекой любви… Было это очень давно, мне тогда едва исполнилось 9 лет, я учился в третьем классе и у нас были зимние каникулы.

Я привел здесь два предложения, потому что первое вообще можно было бы убрать. Раз человек прислал что-то на конкурс прозы, то это мог быть только рассказ. А о том что он будет о любви мы узнаем сразу из названия, и безусловно из самого рассказа.

Второе предложение, которое я буду считать первым, дает какое-то представление о лирическом герое.

Возраст - 9 лет

Образование – 2.5 класса

Занятость – каникулы.

Кроме этого мы ничего особенного ни о авторе ни о лирическом герое не знаем. Под это описание подходит, наверное, миллион мальчишек. В предложении нет ничего персонального об авторе, о его взгляде на мир, его эмоциональном восприятии. И читателю нужно пройти еще через несколько предложений не только что добраться до сути дела, но и просто охватить мозгом рассказываемые события.

Следующее предолжение тоже ознакомительное – продолжение анкеты.

В поселке, где я жил, был ДК, где каждый год проводили новогоднюю елку. Входить можно было и без билетов, только подарки в таком случае дед мороз не давал, но зато можно было посмотреть мультфильмы или представление и поэтому я не пропускал ни один сеанс, а всего их было по три сеанса в день.

Как читатель мы пока не можем ни к чему прикоснуться эмоционально.

Утро у реки

И до того тихое, что слышно, как загулявший с ночи комар воюет с паутиной, видя приближающийся конец его жизни – ленивого паука.

Это предложение буквально нашпиговано информацией: о време года и дня, об окружающей природе, об общем настроениие расказчика и о философском складе его мышления. Читателю есть за что зацепиться эмоциональным восприятием. Кроме того это предложение сразу вводит читателя действие рассказа. Из следующего предложения ясно, что автор как бы следует взглядом за персонажами, которые и наблюдают за противостоянием комара и паука.

Из палатки выходят двое, садятся на бревно, открывают термос. Прихлёбывая горячий чай и закусывая бутербродами, наблюдают за пауком.
– Не, не успеет… Вырвется комар. Вон ему ещё только одну лапку освободить.

– Хрен там! Паук потому и не торопится, что знает, никуда это животное не денется. Паутина, знаешь сам, хоть тонюсенькая, а слона удержит.

– Ну, ну! Если он так будет ползти – без завтрака останется.

Рассказ уже идет. Читатель зацеплен. Как я уже писал этот рассказ незамысловатый. Но главное – это то, что как читатель я чувствую себя внутри повествования. Я как бы вижу это тихое озеро, чувствую запах чая, слышу жужжание комара и если не сам участвую в дискуссии, то как бы сижу рядом и молча слушаю. Рассказ короткий, читается быстро и легко и, что важно, его вкусно читать и привкус остается какой-то приятный.

Единственное что я бы поменял – это концовку. Возможно, в реальной жизни, откуда инцидент был изъят, все так и было. Но такой конец как-то выбивается из общего тона рассказа. Во всяком случае я ожидал чего-то более обобщенного, символического.

Вернемся теперь к Роману со Снегурочкой.

Сама по себе история довольно трогательная. По содержанию она напомнила мне где-то Детство Никиты Алексея Толстого. Только для того, чтобы она была художественным произведением ей не хватает художественного повествования.

Построить его можно по-разному. Хронологически. Сразу перейти к конкретным мыслям и переживаниям мальчика во время выступлений художественной самодеятельности, а все остальные анкетные данные дать в промежутках между прямой речью.

А можно начать даже с бросания мороженым – самой, пожалуй, эмоционально нагруженной сценой и наращивать рассказ вокруг этого события вне хронологического порядка. Кроме этого, такого рода рассказ должен, мне кажется, нести какую-то философскую нагрузку. Ну хорошо, парень прошел через этот опыт? Снегурочка вышла замуж и? Рассказ не должен быть об авторе. Рассказанная история должна быть проходом к чему-то еще.

Помните чеховский рассказ Шуточка. Там тоже описана история прошлой любви. Но какой там конец? Сколько он вызывает мыслей и как щемит сердце после его прочтения. Щемит не болью, а сожалением что ли.

А что останется от «Романа со Снегурочкой»? )))

С уважением, @mgaft1.


Comments 17


Но если зумть в обратную сторону, отдалять микроскоп, то нон-фикшн все же ведь относится к прозе как таковой? Большая группа "Проза" делится на две - "фикшн" и "нон-фикшн", а дальше дробится еще меньше.
В условиях конкурса от АА нет каких-то уточнений ( возможно в этом есть проблема, но все же) так что чисто теоретически подобные тексты подходят под требования.

Другое дело, что лично я тоже вряд ли поставлю высокую оценку чему-то такому, но исключительно из-за вкусовщины ( Меня с Гришковца-то поносит, хотя его вроде как к художке пытаются относить) Но чисто теоретически -теоретически - документальный текст может быть классным, и я пару раз читал такой в жизни. Другое дело, что формат короткого рассказа не всегда под это подходит.

29.10.2017 15:23
0

Я согласен что документальные тексты могут быть классными. Но оценивать их рядом с художественными текстами, на мой взгляд, это как сравнивать яблоки и апельсины.

Условия определяют конкурсные посты следующим образом...
Пост должен содержать художественный текст стихи или прозу;
Я обращу особое внимание на слово "художественный".

В этой статье я и попытался определить отличие художественного текста от документального. Два поста в этом конкурсе, на мой взгляд, не входят в категорию художественных.

Поэтому я предлагаю нашему анонимному графу расширить конкурсную программу и включить в нее жанр документального рассказа.

29.10.2017 15:46
0

хммм... я значит не так воспринял эту строчку)
Думал там после "художественный текст" пропущена запятая, соответственно получается 3 возможных опции - худож.текст, стихи или какая-то еще абстрактная проза. Думал, что под нее подпадает все остальное.)

Ну раз так то либо да -либо не принимать нон-фикшн, либо прописать понятнее.
А такой вопрос - какой-нибудь Довлатов - это художественное или нет?

29.10.2017 15:51
0

Которое? У Довлатова есть и то и другое.

Я согласен, что этот пункт должен быть разъяснен более выпукло.

29.10.2017 15:56
0

Мне просто кажется, что многое у Довлатова - на стыке того и другого.
По-крайней мере вроде складывалось такое ощущение, когда читал "Чемодан" и "Иностранку" ( но это было давно достаточно)

29.10.2017 16:17
0

Вы знаете, если мы увидим здесь второго Довлатова, то я думаю, мы сделаем для него исключение. )))

29.10.2017 20:31
0

)))

29.10.2017 21:41
0

привет, @mgaft1! в целом согласна. но ведь есть такой жанр как байки ))

29.10.2017 15:56
0

Я все-таки за разделение жанров. Пример художественного писма, который я привел - тоже относится к жанру байки. Можно наверное рассказать байку и бесстрастно. Не знаю, что вам сказать по этому поводу.

Представте вы пришли в ресторан и заказали китайское блюдо "Курицу с под апельсиновым соусом". А вам вместо этого приносят мексиканское Бурито.

  • Позвольте, но это даже не китайское блюдо!
  • Но ведь оно сделано из того-же: мясо, перец, мука... Так что можно и то и другое отнести к категории пищи.

Я бы встал и ушел. А вы?

29.10.2017 16:07
0

а я бы администратора позвала и мне бы заменили блюдо )) согласна с вами, дорогой @mgaft! разграничивать жанры нужно.

29.10.2017 16:27
0

Толково изложено

29.10.2017 16:07
0

Спасибо

29.10.2017 16:08
0

Интересный подход.
@mgaft1, а к примеру "Белолобый" Чехова Вы к какой категории отнесли бы?

29.10.2017 20:21
0

Разумеется художественная проза. Сразу попадаешь вовнутрь действия, видишь волчиху изнутри, понимаешь ее характер, ее нужды, проникаешься сочувствием к ее совсеи не легкой судьбе. В этом и суть хужожественной прозы - возбудить эмоциональное восприятие, заставить читателя посмотреть на вещи под другим углом.

30.10.2017 11:41
0
30.10.2017 08:50
0