[Одесса в деталях] Памятник Дюку де Ришелье. Кто изображен на горельефе? Цецера или Тихе-Фортуна?


Ну что, дорогие наши читатели? Вы готовы продолжить расследование загадок и легенд Одессы? Прошлый раз мы постарались внимательно осмотреть скульптуру Дюку де Ришелье в Одессе, и обнаружили что официальное описание памятника не совсем соответствует действительности. Как оказалось у Дюка на голове дубовый венок, а никакой не лавровый. Да и одет он не в тогу, а в тунику или каракаллу. Ну а теперь давайте перейдем рассмотрению бронзовых горельефов. И поверьте, будет очень интересно.

IMG_20181129_155224.jpg

Как мы писали уже ранее, официальная версия говорит о том, что на пьедестале памятника присутствует три бронзовых горельефа. Вот что по этому поводу написал Сергей Анатольевич Мусский в своей книге "100 великих скульпторов":

Мартос изображает Ришельё в образе мудрого правителя. Он похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним.

Лаконичные, компактные формы, подчёркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.

Если мы стоим лилом к лицу с Дюком, то подойдем на правую сторону пьедестала и рассмотрим первый из бронзовых горельефов.

Как заверяют нас специалисты, на этом горельефе изображена женщина, которая символизирует Земледелие. Давайте вместе подвергнем проверке это описание. Мы постараемся найти доказательства этому утверждению, либо с помощью фактов опровергнем его.

Посмотрим на горельеф с более близкого растояния.

Мы видим женщину, одетую в платье. На плечах у нее накидка. В правой руке она сжимает что-то похожее на свиток, а может это жезл. Слева от неё расположен рог изобилия и стоит что-то похожее на лопату. На первый взгляд кажется, что она на самом деле передает символ Земледелия. Попробуем найти этому доказательства. Мы помним о том, что сама скульптура выполнена в стиле итальянской школы. Значит автор должен был придерживаться традиций этой школы и в работе с горельефами. Постараемся найти что то похожее у ранних итальянских скульпторов или художников.

Как вы наверно знаете, художники очень много внимания уделяют символике. Для этого они используют уже устоявшиеся стереотивы. В Древнем Риме были свои божества, которые покровительствовали группам людей или отдельным лицам. Посмотрим, на список римских и богов, который может помочь нам в исследовании этого вопроса. Какие божества покровительствовали земледельцам в Древнем Риме?


Богиня земли - Теллус

Посмотрим, как её изображали известные скульпторы и художники.


Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг» (левая торцовая сторона: Теллус).

  • Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
  • Нью-Йорк, Метрополит-музей.



    • Панель Теллус.
    • Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель). Мрамор.
    • Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacisustae).

    *Конечно чно тут авторы используют рог изобилия, но не совсем похоже, чтобы в качестве аллегории была использовананно она.



    Бог Богиня полей и плодородия - Церера


    Ливия в образе Цереры.

    • Мрамор. Рим (?). 15—45 гг. н. э.
    • Париж, Лувр.

    Кстати, очень интересно то, что это супруга Августа представлена in forma deorum (в образе богини). Как отмечают специалисты, рог изобилия, венок из цветов, фрукты и овощи являются атрибутами Цереры, богини плодородия. На горельефе похожий образ. Толькощина там держит что-то другое. Это точно не неосья Цец Цецеры._____

    На этом можно было бы остановиться, но нам не дает спокойствия один элемент на горельефе. Элемент похожий на лопату. Постараемся понять, что же это.


    Наши длительные исследования и предположения неожиданно привели нас к одному образу. Посмотрите, пожалуйста, на него. У этой женщины тоже есть рог изобилия. Но нам интересно то, что у нее в правой руке. Знает кто это и что она держит в правой руке?

    Тихе-Фортуна

    Эта Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.

    • Мрамор. Конец I в. н. э.
    • Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

    Как заверяют специалисты во время реставрации в конце XVIII в. к статуе Фортуны-Тихе была приставлена голова неизвестной женщины флавиевского периода (кон. I в.). Какая была голова у этой скульптуры первоначально, сейчас остается только гадать. Фортуна изображена здесь со своими атрибутами: рогом изобилия и корабельнулем.


    от еще еще Тихе-Фортуна из музея Ватикана с рогом изобилия и корабельным рулём.
    Источник изображения


    так, *к, рог изобилия и корабельный руль. Это представилось нам очень интересным вариантом. Поэтому, мы стали искать еще дополнительные доказательства для подтверждения этому предположению. И вот что мы нашли в Пергамон-музее Берлина.


    Источник изображения

    Тихе, держащая рог Амальтеи или Рог Изобилия.
    2132: Антония, мать императора Клавдия, держит рог изобилия, 1 век н.э. Пергамон-муерлин.

    Кстати, поза очень похожа с изображением на горельефе.


    от ещеот еще одна скульптура Тихе из Altes Museum. Рог изобилия в левевой ее рук
    Источник изображения
    Иl)

    ![](http://www.theoiой? По всей вероятности - это **жезл

    **. Сделать такой вывод можно на основании описания монет см Тихе.


    [](httхе.

    Деметрий I Сотер (162—150 гг. до н. э.)** Тетрадрахма, серебро Дата чеканки: 154—153 гг. до н. э. Монетный двор: Антиохия
    АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.В обрезе: ΘΝΡ (обозн даты).


    .


    Деметрий I Сотер (162—150 гг. до н. э.)

    • Тетрадрахма, серебро Дата чеканки: 162—150 гг. до н. э. Монетный двор: Антиохия
      АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.В обрезе:амма ΗΡ


      ТИ́ХА, ТИ́ХЕ* (Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию), в греческой мифологии божество случая; не встречается в классической мифологии, выдвинуто в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Тиха символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жись! Скульптуры с образом Тихе-Фортуны очень пра](http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=50399илия, и жезл в руке, Эти скульптуры очень пму интересно, тотс горельефа. И поза, и рог изобилия, и свиток в рк в уны. Этот образ довольно часпродолжить исследование относительно Тихе-Фортуны. Это довольно интересный обый образ который часто использовали итальянские скульпторы. Мы лишмянем о том, что согласно источникам, культ Фортуны был одним из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения. Римское предание содержит ясное представление только о поздие семьи также использждели этот образ когда делали памятники своим умершим близким.

      По мы видим из приведенного выше примера, императорские семьи использовали этот символ.

      Вл.

      ](<a href="http://www.theoi.coс">http://www.theoi.coс</a> рогом изобилия<br>, жезлом и корабельным р изображения
      И, наконец, тва. Она считалая Ватикана](http://mv.vatican.va/) с рогом изобилия и корабельным ей руке находились человечw.theoi.com/image/S18.4Tykhe.jpg)Источник изображения

      П мы имеем все основания утверждать, что на горельефе памятника Дюку де Ришелье в Одессе изображена Богиня удачи Ти-Фортуна с рогом изобилия и корабельным рулем

      Богогиня Тихе-Фортуна была олицетворением Надежды, Удачи и Богатства. Она была считалась добродетельным духом, посредником между богами и смертными в чьей руке были человеческие жизни. Именно поэтому древние греки отводили ей особое место в своем поклонении.

      Главным символом богини Тихе был огромный рог, внутри которого она хранила всё изобилие и богатство. Рог изобилия когда-то принадлежал козе Амальтеи, которая в младенчестве заботилась о греческом боге Зевса. Тихе постоянно носила с собой рог изобилия, иногда переворачивая его вверх дном для того, чтобы раздавать свои сокровища любому, кого она встретит на своем пути.

      Этот символ очень хорошо подходил к Одессе, так как с самого основания этого города в него потянулись попытать удачу тысячи людей из самых разных уголков Земли. И довольно многие смогли очень сильно улучшить свое благосостояние и буквально разбогатеть.

      В следующем посте мы продолжим рассматривать горельефы на памятнике Дюку. Уверяем вас, будет не менее интересно и увлекательно. Напишите нам, пожалуйста, в коментариях своё мнение о том, насколько убедительной была наша версия.

      Всего вам самого хорошего и подписывайтесь на нас.


      Предыдущие части:


Comments 25


Таки, что символизирует свиток в правой руке? )

16.12.2018 07:13
0

@bambuk Нам тоже это интересно. Искали информацию по этому поводу, но пока не нашли.

16.12.2018 08:08
0

@odessa-club успехов в поисках)

16.12.2018 09:03
0

@bambuk Спасибо. По всей вероятности - это жезл. Сейчас добавим в статью. :)

16.12.2018 13:14
0

@odessa-club не коротковато для жезла?

16.12.2018 14:06
0

@bambuk Сейчас в пост доказательства добавим, посмотрите :)

16.12.2018 14:07
0

@odessa-club только не в середину поста)))

16.12.2018 14:11
0

@bambuk Мы так добавили, чтобы сохранить структуру текста. Думаем, что если бы жезл скульптор сделал больше, то его обязательно бы обломали. Уж очень велик соблазн у людей иметь хотя бы частичку жезла Фортуны :)))

16.12.2018 14:14
0

@odessa-club да, жезл Фортуны в обиходе не лишний)) пойду искать ваши добавки))

16.12.2018 14:47
0

@odessa-club да, соглашусь с жезлом, похоже на то))
Надо было ей посох в руку))

16.12.2018 14:50
0

@bambuk :))) С посохом не видели, видели с флагом :)))

16.12.2018 15:13
0

@odessa-club а рог изобилия рядом положила? Типа, чтобы не мешал удачу приносить мечом))))

16.12.2018 17:08
0

@bambuk Просто руки всего две :) Три символа на две руки!!! Все больше начинаю ценить талант Ивана Петровича. Ой не зря его так ценили! Талант! Самородок! :)

16.12.2018 20:05
0

@odessa-club надо было что-то придумать Петровичу, в землю, что ли воткнуть чего)))

16.12.2018 21:23
0

Очень интересная публикация!
Большое спасибо за такое полное и содержательное расследование :-)

Слышала я что ещё в XIX веке возле памятника располагалась и пушка, которая была кем-то даже потом и украдена. Таки у одесситов ничего не стоит без дела :-)

16.12.2018 12:17
0

Да что Вы? Что Вы, Мадам @singa? Пушки возле памятника никак не было. Она стояла, да и сейчас стоит чуть дальше на Приморском бульваре. Тому есть документальное подтверждение, гравюра итальянского художника Карло Боссоли, сделанная в 1830-х годах. :)

Но мы перепроверим, конечно, и это.

16.12.2018 13:14
0

@odessa-club , мне рассказывали, что эта пушка сначала украшала памятник Дюку де Ришелье, однако, пробыла там сравнительно недолго – её просто украли.
Тогда глава города расстроился и поднял на ноги всю полицию, в результате чего пушку все же нашли и установили как раз на том самом Приморском бульваре.

Хотя, возможно, это лишь недостоверная информация или чьи-то предположения, проверить сейчас весьма сложно :-)

16.12.2018 13:59
0

Мадам @singa! Таки люди много чего говорят. Мифов и легенд у нас тут валом. :)
Была конечно одна пушка при Графе Воронцове установленная после русско-турецкой войны 1828-1829. Её использовали для полуденных пушечных выстрелов. Таки её действительно крали. Но она к памятнику Дюка отношения не имеет.

16.12.2018 14:36
0

@odessa-club , спасибо за разъяснения ! А темы я подкину-таки с удовольствием :- )

16.12.2018 15:53
0

@dobryj.kit , благодарим Инвесторов Сообщества "Добрый кит",.. що бы ми без них делали

16.12.2018 21:53
0

Сколько еще открытий предстоит?! Интрига за интригой, и как следствие - расследование

16.12.2018 18:40
0

@rajskijsad Рады, что вам понтравилось :)
Ждате следующий пост. Там тоже будет оооочень увлекательное расследование.

16.12.2018 20:07
0

Вот стоит себе памятник, понятно кому. И не задумываешься, что он хранит столько тайн и открытий.

16.12.2018 20:16
0

@julia777 Куда же без тайн? :)
Вопрос в другом. Почему кто-то решил сделать это тайной? Зачем надо было придумывать какие-то сказки?

16.12.2018 20:48
0