Server sync... Block time in database: 1667793402, server time: 1669730732, offset: 1937330

Синдром Капгра


Я помню, как в детстве жутко боялся фильма по сказке Уайльда «Звездный мальчик». Я даже не уверен, что помню в чем там было дело* — я избегал ее как мог, после первого просмотра. Там мать переставала узнавать собственного ребенка. Попытки примерить это на себя (а оно как-то автоматически примеряется) пугали меня до судорог.

В реальной жизни встречается (к счастью нечасто) то, что врачи называют синдромом Капгра. Если бы в детских книгах были научные редакторы, они бы могли в сноске написать, что такое вполне возможно. Доведя тем самым до заикания более стойких чем я детей. Дело в том, что похожий феномен действительно существует. Выглядит он достаточно просто, но грустно: человек перестает узнавать в своих близких родных. То есть, смотрит на свою, например, маму, или любимого ребенка и уверен в том, что это совершенно чужие ему люди. Более того, они копии, которыми заменили их близких с какой-то непонятной целью.

Как известно, кто о чем, а вшивый о бане. Кому что. Я же всегда во всем вижу психологию. Так что если вы подумаете, что я ударился в психиатрию, то вы сильно ошибаетесь. Я ни разу не психиатр, поэтому и писать про это буду не с точки зрения медицины, а с точки зрения психологии. Мы разберем один из частных случаев синдрома Капгра и объясним его. Я отдаю себе отчет, что это всего лишь версия (абсолютную уверенность в таких вопросах может подарить только другое психическое заболевание). Так что, заранее предупреждаю: это всего лишь версия (хотя, насколько я знаю, наиболее распространенная).

*[Погуглил. Ошибся. Сын не узнавал мать, но не из-за болезни, а потому что зазвездившийся мудак. Даже не знаю что хуже]

При чем тут психология?

Одна из идей, которые максимально сложно усваиваются студентами-психологами, заключается в том, что психика носит системный характер. То есть нет никакой суммы психических свойств. То есть человеческая психика это не сумма эмоций, мотивации, мышления, воображения, памяти, воли, ощущения, восприятия и всего остального. Целое не является суммой частей. Это нечто большее. Если какой-нибудь маньяк принесет девушке корзину с органами ее молодого человека, то она расстроится, несмотря на то, что по списку все будет присутствовать: голова, две руки, две ноги, туловище, кепочка и шарфик. По списку все на месте, но этого мало.

Возвращаясь к психике: только в учебнике психологии возможно изучение всех этих психических компонент отдельно. На самом деле все связано со всем. Эмоции всегда связаны с мышлением (мы хорошо соображаем о том, что нам интересно), восприятием (замечаем то, что важно). Память связана с мышлением – мы гораздо лучше запоминаем что-то осмысленно, чем механически. То есть память через смыслы на порядок эффективнее. Точно так же и мышление не возможно без памяти. И так далее. Почти для каждой пары можно отметить взаимное влияние.

Так все-таки, при чем тут психология?

Именно этот факт лежит в основе феномена Капгра. Что же происходит, как получается так, что пациент, видя и близкого человека, не узнает его, а уверен в том, что это двойник. Все дело в том, что одновременно у человека работает как минимум четырех систем. Причем, про одну из них, мало кто задумывается. А зря. Для всех очевидно, что успешного опознания надо как минимум образ увидеть (за это отвечает зрительное восприятие), память, в которой хранится образ вашего близкого (чтобы нам было с чем сравнить полученную информацию) и мышление, которое пусть и безсознательно (то есть мы этого не осознаем, как мыслительный акт) делает вывод о том, что это наш родственник.

Все кажется логичным, и, тем не менее, тут пропущен один важный компонент — эмоции. В норме, когда мы смотрим на близкого нам человека, помимо всего описанного еще возбуждается наше миндалевидное тело, которое отвечает за эмоциональную реакцию. Эмоциональный отклик — это то, что отличает чужого нам человека от близкого. В норме мы видимо близкого человека и что-то к нему испытываем (не важно что именно – от злости до обожания). Но он нам не безразличен.

Представьте теперь, что по какой-то причине (например, болезнь или органическое поражение мозга), отклик пропал. Вы видите человека, он похож на то, что хранится в памяти, но он оставляет вас совершенно равнодушным. И этот факт надо как-то объяснить. И та наша часть, которая принимает окончательное решение приходит к выводу, что это двойник, исходя из соображения «Был бы родной, я бы почувствовал». Кстати, всякие мысли о заговоре и преследовании происходят из попытки объяснить себе эту ситуацию. Факт же налицо – чужие люди, всеми местами похожие на моих близких. Зачем? Кто? Как? Я бы тоже запараноил.

Не забываем, что тут старше

Такое положение вещей (важность эмоций в процессе восприятия и узнавания близкого человека) еще раз подчеркивает важность эмоциональной составляющей всех психических процессов. Нам долго внушали, что мы – человек разумный (homo sapiens же!), но систематически недооценивали эмоции. Это подтверждают и данные сравнительной анатомии. Кора, отвечающая за мышление, появилась в исторической перспективе практически вчера (если сравнивать с тем, когда появились эмоции).

Вот таким образом, через рассинхронизацию эмоционального и познавательного (восприятие) компонентов и возникает синдром Капгра. Умными словами это называется нарушение эмоционального отклика.

Что самое интересное, что по телефону больные своих родственников, как правило, узнают. То есть распознание зрительных образов проходит совершенно иначе, чем слуховых. Я понимаю, что это так себе открытие, но лишние доказательства никогда не помешают.

Вывод дня: психика носит системный характер. Вы теперь про это знаете, и можете даже пример привести. Главное название синдрома запомнить (на самом деле не главное).

Фото pixabay. Лицензия CC0.


Comments 16


Первый комментарий!) Спасибо, вы всегда по полочкам раскладываете очень интересные вещи о нас самих)

06.05.2018 23:23
0

Спасибо )) вы первый комментатор, да )

дай бог, чтобы нас это не касалось. Я про синдром.
А про то, что все связано с эмоциями, да - это про всех нас.

07.05.2018 08:34
0

Бесподобная статья. Узнала много интересного и позновательного. Я подписалась на тебя, буду рада взаимной подписке)

06.05.2018 23:28
0

Хороший текст. Еще можно покопать в сторону лимбической системы.

06.05.2018 23:38
0

спасибо, ты совершенно прав, это про нее все
Но это совсем не моя война, меня волнуют человеческие аспекты. А про анатомию и физиологию пусть врачи пишут. там и правда много интересного
Да и не разбираюсь я в анатомии так, чтобы писать об этом, если честно. В лучшем случае получится интересный пересказ википедии.

07.05.2018 08:37
0

Я, конечно, вступаю в область мало исследованного, но не может ли быть такого, что, когда человек перестает узнавать родных (эмоционально), сохраняя при этом мышление, то это означает, что психика переключилась на альтернативную личность, для которой все эти люди вообще чужие? А-ля Билли Миллиган?

07.05.2018 04:52
0

Это очень красивый и креативный вариант, но он такой знаете... человеческий. Антропоморфный. Зато понятный. Проще представить, что это работа нейронов. Тем более есть подтверждения частных случаев болезни, где были травмы, поражения органов но не было диссоциативного расстройства. Так что, увы ))

07.05.2018 09:03
0

Да, наверное, травма многое объясняет. С другой стороны, диссоциацию люди склонны утаивать, им проще замаскировать все побочным эффектом болезни. Так что я до конца не отказываюсь от своей версии😁

07.05.2018 11:16
0

Чертовски милый пример с маньяком и расчлененкой) а вообще, это странно, ну, или удивительно, что наш собственный мозг может с нами же проворачивать подобные "шутки".

07.05.2018 13:20
0

да, я тоже всегда удивляюсь.
но вообще это исключительно от того, что мы очеловечиваем механизмы, которые имеют совершенно иную природу. Нам кажется, что должно быть так, как нам понятнее, а оно совершенно по-другому ))

07.05.2018 13:50
0

Очень интересно, но...не знаю даже, как прокомментировать дальше ваш пост. Дело в том, что вы не уточняете самого главного, что это психическое заболевание (его не зря называют еще бредом). И насколько я понимаю, к психологии он не имеет никакого отношения, а вы пытаетесь найти в бреде психологию, которой, я думаю, там просто не существует Недаром же это заболевание идет рука об руку с шизофренией.
Я столкнулась в жизни с деменцией, поэтому отлично понимаю, как близкий человек не узнает своего родственника. И это заболевание медики могут разложить по полкам, не подтягивая никакой психологии. Забиваются холестериновыми бляшками сосуды, говоря простым языком. В результате чего нарушаются нейронные связи, и человек потихоньку начинает движение, сначала, к подростковому возрасту, затем к детсадовскому, к ясельному. Пока не сравнивается с состоянием новорожденного.
Так же и в данном случае - просто психическое заболевание, но достаточно редкое, это вы правильно заметили. И , наверняка, существуют такие же физиологические объяснения происходящим процессам.
А за пост спасибо, заставили задуматься, а это главное!))

07.05.2018 19:00
0

Ну где-то же смыкается психология с анатомией. Если доводить до логического конца ваш аргумент, мы получим дуализм образца Декарта - мир физический протяженный и мир идей, который нельзя потрогать. Они все рано или поздно смыкаются на практической деятельности и на нейрональной базе.
Просто это объяснение опускается достаточно глубоко.

Ну и у меня встречный вопрос: а физиологическое объяснение это какое?

07.05.2018 20:00
0

В случае с деменцией, я повторюсь, причиной является атеросклероз. А одной из причин атеросклероза является избыток холестерина, то есть гиперхолистеремия.
Или, в случае, с шизофренией - заболевание связано с нарушением баланса дофамина, нейромедиатора, который участвует в передаче информации в мозге. Другое дело, лечение шизофрении некоторые специалисты связывают с психосоциальными факторами. Но это не причина заболевания.
Точно так же нетрадиционную сексуальную ориентацию связывают с аномалиями развития участков мозга плода во время стрессовой беременности женщины.
Так, может быть, и синдром Капгра имеет аналогичные объяснения, берущие начало в дефектах участков мозга? Я не интересовалась этой темой, я только предполагаю.
Поэтому вопрос к вам,скорее))

07.05.2018 22:01
0

я понял вашу идею, но получается с таким подходом, что мир физиологии и мир психологии не пересекаются. а я думаю, что они как раз пересекаются и в какой-то момент переходят друг в друга. и та схема, о которой я пишу и есть ее проявление

Тот факт, что у нас есть центр гнева (условно назвал) - что-то там в лимбической системе, не означает автоматом, что не работает психологическое объяснение. Мы злимся тогда-то и тогда-то, если в нашей жизни случилось то-то и то-то. Оба эти объяснения работают разом.

Я не знаю как это объяснить другими словами. Подумаю еще

10.05.2018 11:52
0

Да нет, конечно, пересекаются. Мне просто стало интересно, какие конкретно, грубо говоря, дефекты мозга провоцируют этот синдром. А в посте был сделан упор на психологию, и, как я поняла, как на единственную причину. Во всяком случае, так было донесено.

10.05.2018 12:40
0