Server sync... Block time in database: 1631103444, server time: 1653063709, offset: 21960265

По Бородинскому (под)счёту



 

Когда после (а по сути уже во время) Отечественной войны 1941-45 годов Отечественная война 1812-го года станет прообразом ВОв, возникнет потребность обновить-уточнить образ самого 1812-го года.
В частности, в СССР станут пристально рассматривать и пересматривать результаты Бородинского сражения. Таковое должно будет выглядеть блестящей российской победой (ибо таковой, вопреки не одной и не двум прежде устоявшимся оценкам, будет достаточно чётко или даже однозначно провозглашено).
Наряду с вопросами о том, кто кому навязал место сражения, какая из сторон выполнила свой первоначальный замысел-план, кто отступил первым с поля боя и/или битвы, кто наступал последним, кто собирался продолжить бой на следующий день и так далее, особое место займет вопрос соотношения потерь, понесенных сторонами в результате сражения.
Чтобы победа выглядела убедительно, желательным станет, чтобы потери разнились в пользу россиян. То бишь чтобы у россиян потерь оказалось меньше, чем у французов. А ежели учесть, что французы считались стороной наступающей-атакующей, а у таковой, как известно, потери обычно выше, чем у стороны, держащей оборону (если таковая, конечно, более-менее обороняется), то окажется желательным, чтобы потери указанным выше образом (в пользу россиян) разнились значительно.
До того как 1812-й год стал прообразом ВОв (хотя бы потому, что сама ВОв тогда еще не случилась), на этом вопросе как минимум не всегда заморачивались. Например, в Политическом словаре 1940-го года издания могли «без зазрения совести» указать, что в ходе Бородинского сражения: «Французы потеряли 50 тыс. убитыми и ранеными, русские – более 50 тыс.; пленных почти не было…» (Политический словарь, Гос. изд-во полит. лит-ры, 1940, с. 66). Тут, как можно заметить, обозначен по сути паритет; а то и того хуже – как бы паритет, ибо оный означен с некоторым негативным перевесом для российской стороны, ибо при одинаковом заявленном числе потерь у россиян таковых числится всё-таки «более» этого заявленного числа.
После (как минимум) ВОв подход станет скрупулёзнее. Так, в достаточно авторитетном источнике 1947-го года издания редактор, приводя послание Кутузова, в котором Михаил Илларионович писал, что французы потеряли убитыми и ранеными 40 000 человек, замечает: «В действительности французы потеряли 58 000 человек, а русские 42 000» (Бескровный Л. Г. Хрестоматия по русской военной истории, Воен. изд-во МО СССР, 1947, с. 360).
И можно вполне уверенно предположить, что подобные цифры в то время стали достаточно расхожими. Например, генерал-майор Гарнич в одной из своих лекций по истории войны 1812-го года укажет: «Обе стороны потеряли в Бородинском сражении почти половину своих сил: французы — 58 тысяч убитых и раненых солдат и офицеров и 47 генералов; русские – 42 тысячи убитых и раненых солдат и офицеров и 23 генерала» (Гарнич, Н. Ф., Отечественная война 1812 года, Изд-во «Правда», М., 1949, с. 25).
Примерно в это же самое время в другой своей лекции, читанной 7 сентября 1948 года и посвященной непосредственно Бородинскому сражению, тот же самый Гарнич приведет более точные детальные цифры: «Потери русских составили 42 438 человек (38,5% общего состава регулярных войск)… Потери французов достигли 58 578 человек (44% всей армии, причём 58,3% общего числа кавалерии). В числе потерь у французов было 49 генералов» (Гарнич Н. Ф., Бородинское сражение, М., 1949, с. 30).
Практически одновременно Большая Советская Энциклопедия второго издания даст примерно те же цифры: «В Бородинском сражении французы потеряли 58 тыс. убитых и раненых солдат и 47 генералов, потери русских составили 44 тыс. убитых и раненых солдат и 23 генерала» (БСЭ, 5 т., п. к п. 1950, с. 600).
Но пройдет еще пару лет и все тот же Гарнич назовет цифры, которые будут уже не совсем «примерно теми же»: «В Бородинском сражении армия Наполеона потеряла около 60 тысяч солдат убитыми н ранеными (44 процента всей армии, причем 58,3 процента общего числа кавалерии)… Русская армия потеряла под Бородино около 30 тысяч убитыми и ранеными» (Гарнич, 1812 год, Гос. изд-во культурно-просветительской лит-ры, 1952, с. 119). Причем по числу потерь среди французских генералов генерал Гарнич внешне как будто не договорился сам с собой, ибо в той же работе двумя страницами выше отмечал: «…[у] Наполеона… потери, составившие 60 тысяч человек, в том числе 49 генералов…» (Там же, с. 117).
Впрочем, в том же 1952-м году потихоньку становившиеся всё более небезызвестными советскими экспертами по военной истории и, в частности, кампании 1812-го года Жилин и Ярославцев в своей работе «Бородинское сражение» давали почти те же (но все же не совсем те же) цифры: «Наполеоновская армия потеряла 58 478 человек, или 43,3 процента своего состава… конница – около 16 тыс. человек, или 57 процентов состава… В боях с 5 по 7 сентября [24-26 августа] русские войска потеряли убитыми и ранеными около 44 000 человек… т. е. 36 процентов состава армии» (Жилин П., Ярославцев А., Бородинское сражение, Военн. изд-во ВМ СССР, 1952, с.76, 78). Причем по поводу потерь российской стороны ссылка даётся на хорошо известный источник 1946-го года издания, а именно на книгу «Михаил Илларионович Кутузов. К 200-летней годовщине со дня рождения» (Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Воениздат, 1946, с. 26). Если мне не изменяет память или если я чего не путаю, то это сборник статей, который мне лично доводилось держать в руках и «даже» читать в стенах букинистического отдела книжного магазина «Москва», что на Тверской. Нетрудно заметить, что цифры Жилина и Ярославцева по части французских потерь очень близки цифрам Гарнича образца 48-го года. Что, наверное, не слишком удивительно и в целом, с не очень значительными поправками, соответствует наметившейся в те годы тенденции?
Пройдет еще немного времени и усматриваемая тенденция, возможно, получит ещё большее развитие. По крайней мере, некоторые, опять-таки вполне серьёзные, не побоюсь этого слова, академические советские источники, как говорится, «углубят» разницу в потерях российской и французской сторон: «В этом [Бородинском] сражении французы потеряли 58 тыс. человек, русские – 38,5 тыс. человек…» (Новая история, Академия наук СССР, Институт истории, Изд-во соц.-эк. лит-ры, т. 2, 1958, с. 99). «Французская армия… потеряла 58,5 тыс. солдат и офицеров и 49 генералов. Русские потеряли 38,5 тыс. человек…» (Всемирная история, т. VI, 1959, с. 120).
Советская историческая энциклопедия образца 1962-го года даёт уже приводившиеся выше цифры: «[Потери французов] – свыше 58 тыс. человек. Русские войска потеряли убитыми и ранеными 44 тысячи человек» (СИЭ, т. 2, 1962, колонка 628).
Далее в сравнительно близкую советскую эпоху публикации соответствующих данных в целом будут мало меняться, хотя к ним можно будет найти небезынтересные пояснения: «В Бородинском сражении французская армия понесла… потери – свыше 58 тыс. чел. (по французским данным 30 тыс. чел.), в том числе 47 генералов. Русские войска потеряли 44 тыс. чел. (из них 38,5 тыс. 26 августа), в том числе 23 генералов» (БСЭ, третье издание, т. 3, 1970, с. 579). (Вот откуда «появились» те самые 38,5 тысяч российских потерь вместо 44-х тысяч – простому наивному читателю можно ведь и не сразу разобраться). Или: «Наполеоновская армия, потерявшая 58 тыс. чел. (по французским данным – 30 тыс. чел.), была серьёзно ослаблена… [Потери] русской армии… 44 тыс. чел…» (БСЭ, третье издание, т. 18, 1974, стр. 612). Французские данные о французских потерях, «разумеется», вынесем за скобки. Ну не станем же мы доверять врагам, чеснослово!
Но в более позднюю советскую эпоху можно найти ещё более «уточняющие» уточнения. Например: «В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более 50 тыс. человек… Русская армия (потери – 44 тыс. ч.)…» Это цитата не иначе как из Военного энциклопедического словаря (Воениздат, 1983, стр. 97). Поверьте, Воениздат – это очень солидный издат. Особенно среди Воен[ных].
Забавно, что Энгельс в свое время, следуя разного рода «неправильным» (по мнению Ста.. ах, каких советских «корифеев»!) источникам, приводил практически обратные цифры: потери русских – 52 000, французов – 30 000 (в этой связи вспоминать Липарди с его 58 000 потерь с российской стороны и вовсе неудобно). Ну да это Энгельс – его, как и Франца Меринга, введенных в заблуждение всякими Бернгарди, к рассматриваемому периоду (сталинскому послевоенному – уж точно) уже не первый день правили.
Опять-таки для сравнения приведём цифры из некоторых более ранних источников. Например, в энциклопедическом словаре Эфрона и Брокгауза образца 1894 года говорится: «…всего убыло: русских – до 48 т. убитыми и ранеными, французов – от 35 до 40 т…» (Энциклопедический словарь, С-Петербург, т. IV, 1894, стр. 439).
В Новом энциклопедическом словаре тех же Эфрона и Брокгауза образца 1912 года сказано: «Потери: русскiе – около 58 т. выбывшими изъ строя; французы – около 35 т…» (Новый энциклопедический словарь, т. 7, 1912, колонка. 629).
Энциклопедический словарь «Гранат» в томе 1916 года издания (в раннем СССР мог перепечатываться без купюр) утверждал, что: «Русские потеряли убитыми и ранеными 44 т… урон французов доходил до 40 т., пленных и трофеев почти не было» (Энциклопедический словарь Гранат, 7-е издание, т. 36, часть V, стр. 56).
Кстати в энциклопедии «Британика» образца 1994-го года указано: «The Russians suffered about 45,000 casualties… The French lost about 30,000 men…» (The New Encyclopædia Britannica, Volume 2, 1994, p. 392). Ну да этим мы верить никак не могём – эти не иначе как «клевещут»:)
Короче, вот табличка с «официальными» цифрами потерь французской и российской сторон в Бородинском сражении, приводимыми в некотором ряде вполне академических источников (Жилина и Ярославцева образца 1952-го года вынес за скобки; и не только*; не вписываются; или вписываются, но не совсем… чуть-чуть… короче, на исчерпывающее «объективное» освещение темы не претендую); без уточнения по датам, как порой в источниках того самого некоторого ряда они и даны:
 



 

Итак, получается такая «непредсказуемая» динамика?
 



 

Нет, конечно, использованы именно некогда попавшиеся под руку источники, которых для серьезных, тем более, однозначных выводов, наверное, недостаточно. Но всё-таки… когда угар усердие (прежде всего (?) сталинского) «уточненного» прославления войны 1812-го как прообраза ВОв немного схлынет, цифры потерь при Бородинском сражении… вернутся «домой»? (Сегодня-то цифры, насколько можно судить, нередко и вовсе к «французским» и прочим «вражеским» данным стремятся.)
 


--

 

* Например, в одном из томов той же Советской Исторической Энциклопедии, но только образца 1967-го года, сказано, что: «Армия Наполеона за 24-26 августа потеряла свыше 50 тыс. чел. Кутузов – 44 тыс. человек (24-26 августа)» (СИЭ, т. 10, 1967, колонка 670). Этот пример некоторого «опережения» данных из приведенных в посте источников 1970-го и 1974-го годов и соответствия источнику 1983-го года. Тут (всё) дело в волшебных пузырьках датах, за которые берутся данные?.. И дальнейшего их выгодного приведения? Или неприведения? И так далее?.. Хотя и с учетом этих данных в свете остальных использованных тенденция в целом как бы сохраняется? Ну да опять-таки – не претендую…
 



Comments 4


19.12.2019 01:43
1

💡 @mr-who-who получил апвоут на 32% (VotingPower 10204.89). Сила Голоса 18819.833.

Делегируй СИЛУ ГОЛОСА - получай VIP апвоут!

Условия вызова бота:

  • Оставляй призыв под автором поста, находящимся у меня в подписчиках.
  • Вызывай не более 3-х раз за 24 часа.
  • АП на 5%, если "батарейка" более 93%. АП на 2% если батарейка от 92% до 85%. АП 1% если ниже 85%.
  • АПай коментарии и получай больший процент АПа.
19.12.2019 01:45
0

💡 Поздравляю, Ваш пост попал в рейтинг: Еженедельный рейтинг постов от djimirji. Неделя 16.12.2019-22.12.2019.

Вознаграждение: 0.335 GOLOS

25.12.2019 10:04
1