Server sync... Block time in database: 1610684937, server time: 1610823034, offset: 138097

Мысли об искусстве


Для 🏆 Программы стимулирования авторов 14.12.20 - 20.12.20 @smotritelmayaka

Когда Леонардо Да Винчи был уже сильно в летах (Спасибо Глории за наблюдательность), ег пригласил к себе король Франции Франциск I. Франциск дал Леонардо полное содержание, в замке Кло-Люсе, неподалеку от его замка в Амбуазе, без каких либо требований – делай что хочешь.

Неизвестно, если этот поступок Франциска был вызван личной щедростью и любовью к искусству, или государственной дальновидностью. Ибо Леонардо подарил ему три картины, которые до сих пор приносят Франции огромные доходы от просмотра их туристами. А Мона Лиза вообще стала мировой культурной иконой. В то время как содержание Леонардо было безделицей для короля. Вон он сколько денег просадил в битве при Павии, да еще и в плен попал и выкупать его пришлось.

Говоря о бездарно потерянных деньгах, вспоминаю Ричарда Львиное Сердце, попавшего в плен в Австрии по воззвращении из кресового похода.

Английскому народу тогда пришлось выплатить сумму равную трем годовым доходам всей страны, чтобы его оттуда вытащить. Вальтер Скотт скромно умалчивает об этом в своем Романе Айвенго, где долгожданный Ричард возвращается в Англию, спасает Айвенго от смерти на турнире, и прощает Робину Гуду и его сторонникам их противозаконные делишки в Шервудском лесу. По своему возвращению в Англию, реальный Ричард сразу же уехал в наследное графство в Аквитании, где и бездарно умер при осаде ничего не значащего ззамка.

Будь на есте Ричарда ЛС другой, более дальновидный правитель, можно было бы потратить такие бабки на что-то стоящее – например на создание искусства. Ибо искусство всегда возикало вокруг ценнтров сосредоточения денег.

Вокруг денег

И неудивительно. Искусство – это род занятий, который на необитаемом острове не накормит и не защитит от опасности. Художники, скульпторы, писатели и театралы не производят никаких товаров потребления, или услуг. Да и как? Даже самый талантливый художник, не смог бы ничего написать, если бы целыми днями работал в поле для своего пропитания?

Искусству нужен меценат вроде Козимо Медичи, у которого есть свободные средства, отобранные у множества други людей,
и которые можно ппотратить для своего удовольствия или возвеличивания.

Тимур, например, отличался ужасающей жестокостью по отношению к завоеванным народам. Зато не скупился в средствах на благоустройство Самарканда. А Сулейман Великолепный, который тоже не отличался особой терпимостью к покореным народам, вообщще имел открытый счет для своих архитектоов.

Вдобавок,, аристократия всегда хотела отличаться от простонародья. Это делалось посредством эксклюзивности в типе одежды, улучшенным питанием, воспитанием (нежными манерами) и интересом к прекрасному (покровительством искусству).

Вспоминаю, как высокородная Герцогиня Альба, отбрила временщика и выскочку герцога Алькудиа, когда тот предложил ей обменять несколько картин из её итальянской коллекции на его первоклассных испанцев. Она сказала, что если картины ему так уж нравятся, то она сможет парочку из них просто ему подарить. ОНА держит картины просто потому, что они ей нравятся – веселят её взор. А обмениваться картинами – это удел мещан.

Если вспомнить, то Возрождение как раз и возникло в Итальянских городах, которые первые в Европе, стали выходить из средневекового натурального хозяйства, и богатеть за счет ремесленного цехового производства и торговли. И вот за счет этих свободных средств деятелям искусств и оплачивалась их работа.

Вернусь к той же мысли. Искусство и деньги неразрывно связаны. Чтобы заниматься искусством, нужно свободное время и возможность суствовать
, не беспспокоясь о выживании. Ну и конечно нужен талант, как же без него.

Искусство и талант

Помню, когда я жил на Ла Брее – это Западный Голливуд, я любил бродить по частным галереям. Ничего не покупал. Куда там... Один раз я вот так бродил, смотрел картины и рисунки, и вдруг заметил на противоположной стене что-то такое, притягивающее внимание. Пошел туда.

Вот вроде все другие картины тоже хорошо написаны, грамотно построены и все такое. А вот этот рисунок – это просто черт знает что такое. Посмотрел чей – Гойя.

«А, сказали мы с Петром Ивановичем».

В этом наверное и соль зарыта. Против таланта не попрешь. Хоть всю жизнь будешь над собой работать, выверять каждое слово, каждый звук. А придет талант и бвсякого труда сде сделает лучше.

Но и среди талантов всегда есть соование.

Слушал нал недавно лекцию Паолы Волковой о древней Греции. Она дала объяснения, почему греческие статую такие прекрасные. ось там происходило сорев соревнование скульпторовсе статуи, скульпторов, которыкоторые проигрывали, разбивались.

А талант - это несколько отличное от других развозга. Иии. И, тот факт что у человека есть определенный выверт мозгозначает, что во то во всем остальном он замечательный и пушистый.

Действительно, несмотря на высокий строй мыслей и чувств во время работы, многие деятели искусства были очень даже неравнодушны к деньгам и, вообще, приспосабливали слант в ити в искусстве для достижения своих локальных целей.

Например, Алекс Дюма создал своего Гримо с его предельно короткими репликами, так как ему платили построчно. То есть, за короткую строку он получал столько же сколько за длинную. Внизу привожу пример его авторской предприимчивости.

— Отряд.
— Сколько человек?
— Двадцать.
— Кто они такие?
— Шестнадцать человек землекопной команды и четыре солдата.
— За сколько шагов отсюда?
— За пятьсот.
— Хорошо, мы еще успеем доесть курицу и выпить стакан вина за твое здоровье, д'Артаньян!

Когда Дюма стали платить «за слово» Гримо стал более не нужен и в романе Десять Лет Спустя Дюма убивает Гримо.

Известно также, что Бетховен написал свою очаровательную К Элизе в сравнительно молодом возрасте. А опубликовал её гораздо позже. Причиной такой задержки был тот факт, что встречая новую привлекательную женщину, Людвиг Ван, признавался ей, что написал эту музыку именно для неё.

Стендаль приговорил к смерти героя романа Красное и Черное Жюльена Сореля, потому что хотел расжалобить даму, бланности к

оторой оорой он добивался.

А вот текст знаменитой пушкинской эпиграммы...

Полумилорд, полуневежа,
Полуподлец, но есть надежда
Что будет полным, наконец.

Написана она была на героя Отечественной войны 1812 года графа Воронцова, чей грех заключался в том, будучи мужем женщины, с которой Пушкин очень хотел переспать, Воронцов этому всячески сопротивлялся.

Искуства ли жаждет человек?

С давних времен человек требовал «хлеба и зрелищ» так сказать. Помните, как убив на цирковой арене своих оппонентов, герой фильма Гладиатор, Максимус крикнул “Are you not entertained?” То есть «Ну разве вас это не развлекло?»

С тех пор человек не особенно изменился.

А развлечение связано с самым легким уровнем коммуникации, то есть с апелляции к низшим человеческим эмоциям – страху, насилию и сексу. Потом идут сплетни и, связанные с уходом от реальности, мечтания.

Девятнадцатый век стал золотым веком литературы. На мой взгляд это произошло потому, что появилось больше грамотных людей, а система массовых развлечений, за неимением технических средств, была плохо развита.

Вот что Пушкин писал о Татьяне

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Будь у Татьяны возможность смотреть мексиканские сериалы, она бы вряд ли так много читала.

Реальная жизнь, как правило, хуже и грязнее мечтаний. И многие пытаются уйти от реальности в мир мечтаний. Та же Татьяна

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас...

Я бы сказал так. Всегда будет существовать чава, читающая слочитать сли, смотрящая содержать содержательни получающая удовольть удовольствие от хороших картин. То есть отдавать внимание тому, что мы называем «настоящим искусством». В процентном отношении эта группа была и останется небольшой.

Большинство населения за пределами претенциозности «выглядеть не хуже Смитов» просто хочет развлекаться.

Вспоминаю отрывок из Романа Ремарка Тени в Раю. В нем протагонист – немец антифашист, убежавший из Германии в Америку, работал оценщиком картин. По ходу дела он зашел в дом одного богатого американца, который показался ему примитивом. Однако, внутри дома интерьер был выполнен с большим вкусом и на стенах висели отличные дорогие картины. Протагонист упрекнул было себя за неправильную оценку человека, ка зашел в его спальню в спальню. В спальне висели на стенах стандартные олени и тигры, каких можно купить на базаре по 5 долларов за штуку.

Тут он все понял. Интерьер дома был сделан наемным специалистом. Зато в спальне американец повесил, то что ему действительно нравилось. )

Все ближе и ближе. Все проще и проще.

По мере продвижения человеческой истории и освобождении человека от тяжелого монотонного труда, выкристаллизовываются две вещи.

Во-первых, человеку нужно выразить себя, а для этого ему нужна аудитория. А, так как это выражение требует интеллектуальных и духовных усилий, то человеку хочется, чтобы эти усилия были компенсированы.

Во вторых, яснее становится факт тудитория

  • это зя, - это запрос на человеческое в образом, вниманибразом внимание - одно из главных ценностей существования. Сейчас с борьбой за просмотры и лайки в социальных сетях, это особенно заметно. Они предлагают множеству людей возможность высказаться, но оказалось что ангажировать чужое внимание не так-то просто.

Постепенно развитие технологий позволяет обеспечить более легкий подход к дешевым развлечениям. Чтение – более энерго затратный вид деятельности, чем, например, просмотр кинофильма или телевизионной передачи. По себе знаю, когда целый день работаешь на компе, вечером просто хочется отдохнуть и забыться. А чтение, хоть и удовольствие, но все таки требует определенного напряжения.

В будущем, все больше и больше люди будет освобождаться от тяжелого физического труда, и заниматься самовыражением, и, следовательно, поиском аудитории. Но и конкуренция за чужое внимание тоже возрастет.

Однако развитие технологий приведет к тому, что индустрия развлечения будет подходить все ближе и блской
Технология будет проникать все ближе и ближе к человеческой псиловеческой психике, чтобы таким образом завладевать его вниманием на самом интимном уровне. Я вижу этороны – сплавомной игры и виртуального путешествия, а с технической стороны до того, что будитературы, кинематографа, психологии и неврологии. Дойдет до того что будут делаться индивидуа
И для большой массы насониения нове как большая масса населения оставило литературу ради кинематографа, новые формы воздествия на психику, заменят кинематограф, в той же мере, в какой кинематограф сегодня заменил чтение.

С другой стороны, так же как литературное мастерство востребовано внутри кинематографа, киноискусство будет востребовано внутри нового «вирто-искусства».

В свое время я читал фантастический рассказ об обществе, где вместо просмотра фильмов, люди мнов, а влько соонкретно могли быть этоями романов, (над вымыслом слезами обольюсь), а вполне конкретно быть этими героями и реально переживать то, что актеры в-видений, я думаюонаж сновидения. Создание таких вот сновидений или вирту-видений я думаю, и будет новой формой искусства, когда вниманием определенного человека будут безраздельно овладевать.

Нечто подобное показано в сериале Вест Ворлд.

Клиент там мог иметь сколько угодно разнообразного секса и убивать гирлянд плохих парней.

Однако, однотипные сценарии приедаются. И человеку хочеттся уже участвоватьв чем-то более изощренном. Может быть иметь любовь или популярность, то чего большинство людей не имеют в их жизни. И вот в этом случае более талантливые сценарии, сыгранные более талантливыми актерами, и воплощенные лучшими биоинженерами будут иметь больший спрос.

В сериале можно увидеть прообраз такого профессионала, разрабатывающиваться.

И как вртуальных путешествий. Что-то в этом роде и будет развиваться.

И как в любом новом жанре, среди груды навоза, будут иногда возникать самоцветы настоящего искусства.


Comments 49


@mgaft1 сегодня мы с вами почти одновременно "отстрелялись" размышлениями про искусство) Ваши, конечно же, гораздо содержательнее)

Множество юношей и девушек в наше время понимают, что "творчество - быстрый путь к деньгам", пытаются петь, писать тексты, снимать видеоролики, рисовать. Каждому хочется как Леонардо - пожить за счёт богатого спонсора) Или собирая миллионы по копеечке с толпы потребителей этого творчества.

19.12.2020 01:11
0

@eldar-adov Да было бы здорово.

19.12.2020 01:33
0

@mgaft1 кстати, насчёт стилистических ошибок в вашем тексте - мне всегда прикольно читать эти кальки с английского, такие как "exclusive" или вот, часто у вас замечаю оборот, которого в русском языке просто нет:

"Неизвестно, если этот поступок Франциска был вызван личной щедростью и любовью к искусству, или государственной дальновидностью."

Я понимаю, что это "если" - калька с английского if, там именно так и строится фраза.
Но в русском - нет. По-русски было бы логичнее сказать: "Неизвестно, был ли этот поступок вызван..."

20.12.2020 01:13
0

@eldar-adov

Да, таких тонкостей я бы не заметил. То есть я мог бы и "был ли" сказать. Просто у менчя в голове есть несколько путей выразить ту же самую мысль. А вот какой из какого языка уже не помню. )))

20.12.2020 01:26
0

@mgaft1
"Просто у менчя в голове есть несколько путей выразить ту же самую мысль."
Это и прикольно воспринимать) Вот опять же - строго говоря, в русском нельзя так сказать "несколько путей выразить мысль". Правильно было бы "несколько способов" или "несколько возможностей, вариантов". Но это калька с английского "ways".
Читаю вас, замечаю такие моменты и делаю мысленные пометки, как улучшить мой инглиш)

20.12.2020 17:53
0

@eldar-adov Я понимаю. Хотя по факту - это именно тропинки, а не способы. Вернее способ выразиться иначе - это выбор другой тропинки. ))

И часто вообще легче сказать смесью слов. Типа - я пошла на шопинг. Это шире чем я пошла купить продукты. Потому что это не обязательно продукты питания. С другой строны - это не равно - я пошла в магазин. Потому что в магазин можно пойти, чтобы там проверить цены или погреться. )

20.12.2020 18:05
0

@mgaft1 чуть разная психология общения, это да)

21.12.2020 00:03
0

@mgaft1

Когда Леонардо Да Винчи было лет семьдесят, его пригласил к себе король

С первой строчки чуть ли не упала. Леонардо да Винчи в 67 лет уже умер.

Умер: 2 мая 1519 г. (67 лет), Кло-Люсе, Амбуаз, Королевство Франция

19.12.2020 01:25
0

@gloriya И что? 67 это около 70 или вы считаете около 30? Может быть напсать около 67 ?

19.12.2020 01:30
0

@mgaft1 Картину Мона Лиза он написал за 16 лет до своей смерти, когда ему был 51 год. Раньше продолжительность жизни людей была намного короче. Поэтому мне эта фраза о 70-ти летнем возрасте и последующем творчестве сразу бросилась в глаза.

1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе.
Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая, на 68-м году жизни, скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе.

19.12.2020 02:05
0

@gloriya Вот в этом вы ошибаетесь. Леонардо приехал во Францию в 1516 году, то есть за 3 года до смерти.

19.12.2020 02:12
0

@mgaft1 да, я так и написала, но Мону Лизу он сотворил еще в 1503 году. По другим данным: "19 сентября 1478 года Леонардо да Винчи завершил одно из самых главных своих произведений — «Мону Лизу» (она же «Джоконда»)© https://www.livemaster.ru/topic/579027-interesnye-fakty-o-dzhokonde

Неизвестно, если этот поступок Франциска был вызван личной щедростью и любовью к искусству, или государственной дальновидностью. Ибо Леонардо подарил ему три картины, которые до сих пор приносят Франции огромные доходы от просмотра их туристами. А Мона Лиза вообще стала мировой культурной иконой. В то время как содержание Леонардо было безделицей для короля.

Эти ваши фразы я поняла/перевела следующим образом: что, якобы, эти три картины он написал после переезда его в замокКло-Люсе, где ему предоставили возможность творить..

19.12.2020 02:24
0

@gloriya Да, и он привез ее с собой и отдал Франциску как подарок и еще два известных полотна.

Вот даже картинка такая есть

19.12.2020 02:40
0

@mgaft1 там много версий:
"Первой «выставочной галереей» для «Моны Лизы» стала баня. Король Франции Франциск I купил картину у да Винчи за огромные по тем временам деньги — 4000 монет золотом – и поместил ее в бане в Фонтебло, месте, где проводил встречи с приближенными и послами, а также устраивал свои романтические свидания."
© https://www.livemaster.ru/topic/579027-interesnye-fakty-o-dzhokonde
или
"Художник никогда не расставался с портретом, носил его с собой десятки лет даже при походе к соседям в гости (сомнительный факт, высота картины 76 см) - впрочем не два же метра

Картина не была формально продана, Леонардо умер на руках у короля, который несколько последних лет жизни художника держал его при себе, всячески помогал ему и в том числе финансово. Картина как бы была завещана королю за эти деньги. Но художник не расставался с ней, умирая, смотре на нее."
© httpps://www.livemaster.ru/topic/579027interesnye-fakty-o-dzhokonde

"Леонардо перед смертью продал картину французскому королю Франциску I, который повесил ее в своей бане. Не потому, что не ценил - баня служила для него своего рода кабинетом, где он решал в том числе вопросы государственной важности."Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26974.3/4029268/e

19.12.2020 02:56
0

@gloriya Даже если эта версия верна, все равно это не измеряет того что я сказал. Франциск сделал прекрасное прибретение для Франции на все последующие столетия. И в битве при Павии он потерял во много раз больше денег, чем он потратил на всю трехлетнюю эпопею с Леонардо.

19.12.2020 03:03
0

@mgaft1 и с последних строк тоже, при таком вольном обращении с языком читать очень тяжело:

Клиент там мог иметь сколько угодно разнообразного секса и убивать сколько гирлянды плохих парней.

И человеку хочется уже чувствовать в чем-то более изощренном.

во круг центров

которые он можно потратить для своего удовольствия или возвеличивания.

к покоренным народом

В добавок, аристократия всегда хотела отличаться от простонародья. Это делалось посредством исклюссивности в ношение типа одежды

И так можно продолжать - до бесконечности. Я понимаю, конечно, что Вы у нас иностранец, но хоть бы ошибки поправили немножко, а то кровь из глаз.

19.12.2020 01:52
0

@gloriya Это не небрежность, и не имеет ничего общего с житьем в другой стране. Это храническая безграмотность. У меня по русски всегда был трояк. Я просто не вижу ошибок, до того как мне на них укажут. И я прогнал это через grammar checker.

19.12.2020 02:15
0

@mgaft1 и он пропустил слово "исклюссивность"?
Эти программы годятся только чисто для проверки грамматики. Лексические ошибки , склонения, падежи и всё прочее они не проверяют.

19.12.2020 02:27
0

@gloriya Нет "иксклюссивность" он не пропустил. Но я торопился и забыл как перевести exclusive. Теперь посмотрел это эксклюзивность. Почему так перевели - черт его знает.

Потом я, грешным делом, надеялся на ваше "недремлющее око." Лучше всятого проверяльника. )))

19.12.2020 02:38
0

@mgaft1 да раньше Вы вроде пограмотнее писали) или я воспринимала вашу писанину по-иному)))

19.12.2020 03:45
0

@gloriya Я с вами согласен. Гнать таких как я нужно с Голоса!

19.12.2020 03:59
0

@mgaft1 да Вы что, как можно, у нас такой Вы один! Прикольно же читать: "Как у человек", я ржунимагу

19.12.2020 04:02
0

@gloriya Ахахах. Спрасибо! Вы - ангел. Я так рад что вы существуете и читаете мою писанину. ))) И такая красавица!

19.12.2020 04:13
0

@mgaft1 Хотел промолчать и просто подумать над текстом - но не удержался, такая содержательная дискуссия в комментах, много дающая для понимание real искусства. Крепко бортанули дамы нашего иностранца, и его "писанину"... Проснулся азарт, захотелось поучаствовать, и даже кое-где кое-что добавить... За это любезному @mgaft1 спасибо, да и прекрасным дамам - его оппонентам - тоже. Бросили ещё один камень в наше болото и он довольно громко булькнул... Но где же наши мужики? Почему молчат об искусстве? Неужели перед Новым Годом не до Леонардо?! Ведь вроде рановато ещё начинать квасить - может не зватить запасов... Я лично начну не ранее понедельника (ближайшего). И такая моя стойкость - это тоже, типа - искусство.

19.12.2020 07:26
0

@nikulinsb Ахаха. Вы всегда поднимете настроение!

19.12.2020 07:31
0

@mgaft1 Эх, Леонардо. Всего то 3 года сытой беззаботной жизни и умер. Несмотря на все свои таланты и ум. Печально.

22.12.2020 04:50
0

@avoice Зато он умер ы=в своей постели в окружении слуг, лекагей и почитателей, а не где нибудь под забором, всеми забытый. Да и 67 лет по тем временам был очень почтенным возрастом. )

22.12.2020 05:09
0