Как "Гуигнгнмы" создали империю монголов


С точки зрения внешнего наблюдателя, нашествие монголов на Русь в 13 веке, вполне могло бы показаться не нашествием людей, но нашествием лошадей в первую очередь.

Вот детали начала этой компании, ознаменовавшейся одним, сравнительно небольшим разведывательно-карательным походом. В 1220 году военачальники армии Монгольской империи - Темник Джэбэ и Субэдэй-богатур, повинуясь приказу Чингисхана, повелевшего им поймать, наконец, непокорного хорезмшаха Мухаммеда, двинулись веселой вооруженной компанией в несколько десятков тысяч всадников на север Индии и Ирана по следам вышеупомянутого товарища.

Но хорезмшах Мухамед, имевший по-видимому, весьма основательные причины не встречаться с Чингисханом - быстро и решительно отбыл в пешее и конное путешествие по городам и весям Ближнего Востока и, вероятно не выдержав тревог и лишений своего поспешного вояжа, умер от воспаления легких на неком островке в Каспийском море.

Что было делать удалым полководцам Джэбэ и Субэдэю? Хорезмшах куда-то делся, и не подает признаков жизни, куда направить силы и энергию лошадей и десятков тысяч пассионарных бездельников? Вернуться назад не солоно хлебавши? В тот самый момент, когда вокруг столько интересного? Впрочем, приказы от непосредственного командования рассеяли их недолгие сомнения.

....
Большинство монгольских всадников было экипироваано сравнительно легко. Доспехи из кожи, иногда усиленные металлическими пластинами, железный шлем - не всегда. Основне оружие лук ии топор, а так же небольшое копье, сабля илегкий плетеный щит обшитый кожей.
Источник изображения находится здесь

....

Экспедиции было решено придать более разведывательный, чем карательный характер и продолжить деятельное знакомство с окружающим миром. Отряд первым делом покорил Кавказ, вышел с боями в половецкие степи, вторгся далее в Крым, и - добравшись до Днестра повернул назад на Восток, успешно сразившись по пути с Русско-Половецким войском. Нам этот эпизод известен как "Битва при Калке". После этого военная удача перестала сопутствовать монголам, возвращаясь в родные степи они потерпели серьезное поражение от войск Волжской Булгарии - считается, что в половецкие степи на соединение с войском Джучи Чингисхановича пришло только четыре тысячи всадников - но в целом экспедиция завершилась успешно. Даже очень... Молодые всадники посмотрели мир, узнали какие народы и страны им еще предстоит покорить, и ознакомились, так сказать с общей обстановкой будущего театра военных действий...

Обратите внимание - несколько десятков тысяч всадников и втрое большее количество лошадей совершили этот рейд, пройдя более чем 10 тысяч километров всего за два с небольшим года! И не просто пройдя - но с боем завоевывая и покоряя целые народы... В истории нет аналога подобной разведывательной операции. В чем секрет такого успеха монгольского войска? Разумеется - дисциплинированность, традиция жесткого подчинения авторитетам, пассионарность - да... но не только. Лошади, конница и только, упор на один род войск - вот тот фактор, который сообщил этой операции столь высокую эффективность.

....

Монгольская лошадь, низкорослая и неприхотливая. Именно такие лошади и составляли основу войска Чингисхана. Источник изображения находится здесь
....
В отряде фактически не было пехоты или обоза, все военное имущество перемещалось на лошадях в тюках. Каждый всадник вел с собой трех, а иногда и до пяти лошадей. Отряд мало нуждался в фураже - выносливые монгольские лошаденки могли добывать себе корм даже из под снега. А сами лошади являлись источником мяса и кумыса для кочевников.

Именно таким образом - слабо вооруженная, но невероятно мобильная армия лучников смогла завоевать большую часть Евразии. Всего за несколько поколений монгольская конница покорила Среднюю Азию, Ближний Восток, Кавказ, земли Киевской Руси, Сибирь и Урал. Лошади "овладели" Китаем и чуть было не включили в состав своей империи и Японию, и включили бы - Япония не смогла бы ничего противопоставить "морской кавалерии" хана Хубилая - если бы в естественный ход событий не вмешались бы (дважды) странные и превратные климатические обстоятельства, известные нам как - "камикадзе" или "божественный ветер".

Представим себе на мгновение - что было бы, если бы люди не смогли приручить и использовать лошадей? Очевидно, что история государств и империй, вся история Евразии была бы иной... Ну не смогли бы монголы так быстро реализовать свою пассионарность - какими бы пассионарными распассинарными они бы не были. И завоевание Империи Атцеков европейцами не смогло бы быть осуществлено так быстро - как это случилось. По крайней мере, такое мнение высказывают некоторые историки...

Когда в 1237 году спустя 14 лет после успешного разведывательного похода Джэбэ и Субэдэя, на Русь пришли регулярные войска монголов во главе с Батыем Джучиевичем - их войско составляло по различным источникам более 100 тысяч людей, а значит до полумиллиона лошадей. И для стороннего наблюдателя вполне могло показаться, что это монгольские лошади пришли покорять Русь - не люди...

Автор @irkinmickтег #знакомство для удобства использования оставлю здесь)


Comments 28


Фонд БОД сделал репост.
Ваше творчество в ленте.
Наша лента в telegram.
:)

31.01.2019 10:23
0

Да, жалко, что лошадки такие добрые и послушные и готовы служить всем людям людям, даже монголо-татарам.
Если бы я была лошадкой, я бы им в лоб копытом дала. Я бы увела у них весь табун. Я бы им показала!...

31.01.2019 10:43
0

@tortellini И куда бы вы побежали? Люди давали им соль в этом дело, соль очень важна для травоядных. А в степи и в лесу очень мало соли...

31.01.2019 10:59
0

@irkinmick
Я бы побежала к русским. Они добрые и дали бы мне соли.
Что я, навигатором пользоваться не умею, что ли?
Позвонила бы Путину на прямую линию, если что...

01.02.2019 02:56
0

@tortellini А на самом деле все так и могло произойти.
Лошади взбунтовались и побежали к русским.
Но не все лошади смогли стряхнуть с себя монгольских всадников в суматохе.
Вот так монголов и занесло на Русь)))

01.02.2019 05:57
0

@irkinmick мы с вами делаем одно научное открытие за другим! Первое было про кошек, которые ушли жить в море, и вот теперь - про монголов.

01.02.2019 11:54
0

дубль коммент

31.01.2019 10:59
0

Жалко лошадок

31.01.2019 11:13
0

С недавних пор меня занимает вопрос "Были ли подкованы монгольские лошади?" И если были то где Монголы взяли столько железа в своих степях в 13 веке, где месторождения железа было открыто только в 20-м )

31.01.2019 14:34
0

@mgaft1 Не ну подковы они знали, чего они совсем что ли дикие, связи между народами существовали) Подковы современного типа (с железными ухналями) в Европе появились в пятом седьмом веке, если я не ошибаюсь, я это слышал ранее. На Руси в 13 веке подковы уже были.Но эти подковы были только на копытах избранных коней - железо было дорого в те времена... Железный лом и железо для ковки (ковань) - это была дорогая штука, его как трофей брали) Считается что именно поэтому найти подкову стало "хорошей приметой".

А что касается татарского войска - то всех коней подковать было невозможно - если там по пять коней на человека) И дорого и подковы постоянно терялись бы. Считается, что в войске Чингисхана копыта у коней туго обматывали кожей. Ну, это чего я знаю) В Википедии я ничего такого конкретного не нашел...

31.01.2019 14:59
0

@irkinmick Я думал, что к моменту прихода на Русь они уже завоевали Китай. А там-то железо было.

31.01.2019 15:21
0

@mgaft1Да северный Китай завоевали к тому моменту. Но дело не в этом.)
Они среднюю Азию завоевали уже, там города государства были Самарканд, Бухара - вполне себе центры цивилизации, там и железо было и все остальное.

Иран был покорен и Кавказ. Но железо дорогое и подковывать коней которых в войске больше чем людей - это просто невыгодно. Подковы постоянно теряются.
Вероятно у знатных монголов кони были с подковами - я не знаю. Но то - что конница Чингисхана была в кожаных подковах, в основном - это я еще до эпохи интернета слышал.
Ну, нужно будет уточнить еще этот момент)

31.01.2019 15:37
0

@irkinmick Кожные подковы имеют смысл. Просто на отсутствии железа в Монголии ставится ставка той интерпретации истории, что монгольских завоеваний не было и что Буту хан - это тот же Александр Невский )

31.01.2019 15:45
0

@mgaft1 А, в этом смысле - ну тут нужно разбираться. То что в монголии не было железа - это довод такой - не везде было железо - но железо очень часто можно было купить - торговые связи тогда между народами существовали. Железо можно было отобрать)
А то что - Александр Невский был Бату ханом - ну это такое на мой взгляд) Слишком смело)

31.01.2019 16:06
0

@irkinmick хотите посмотреть ролик на этот счет. больше для забавы чем для каких-то серьезных выводов

31.01.2019 16:34
0

@mgaft1
Посмотрю)

31.01.2019 16:38
0
эх, если б я имел коня...
))))
31.01.2019 17:13
0

@alena4e
Здравствуйте
Спасибо, что зашли)

31.01.2019 17:21
0

@irkinmick в смысле "лучше б не приходили" ? :))))

31.01.2019 19:33
0

@alena4e
Нет. Не в смысле. Я рад)

31.01.2019 19:39
0

дабл коммент

31.01.2019 17:21
0

Лайк!

Искренне ваш @fomka

31.01.2019 22:34
0

@irkinmick, Поздравляю!
Ваш пост был упомянут в моем хит-параде в следующей категории:

  • комментарии - 4 позицию - 22 комментарии
01.02.2019 06:27
0

Очень интересно и поучительно!

02.02.2019 17:31
0

@irishonok1 Спасибо!Спасибо! :)

02.02.2019 17:35
0

Частенько. попадается в литературе теории о том что так называемого Татаро-монгольского Ига и не было вовсе. татары и прочие кочевники всегда были наемники и их использовали наши же князья для решения внутренних споров чужими руками.Теории очень интересны и достаточно логичны если задуматься...извините не по теме, просто хотелось поделиться

06.02.2019 11:50
0

@rainer
В какой-то степени это часто так и было - тем более, если говорить о периоде в несколько веков) Это вопрос трактовок. Само название ТМИ для тех лет - не вполне верно - иго это совсем другое все же.

06.02.2019 13:02
0