Посткапитализм


Общество всегда выстраивается в иерархическую пирамиду - верхние, низшие средние.  При этом верхние рулят, обладают властью и большими активами, средние являются их конкурентами (особенно те, кто приближается к границе возможностей своего класса), низшие - самый бесправный и управляемый класс, который имеет меньше всех, не решает ничего и страдает больше всех.  Если провести аналогию с буддийской мифологией - то верхние живут в мире богов, средние это титаны (асуры), которые мечтают занять их место, а низшие - это обитатели  мира людей и адов. Под адом я понимаю социальное дно, что характерно для стран, где значительная часть низших живет за чертой бедности.

Конечно, в разных социумах сила, влияние и уровень благополучия каждого класса различны.  И здесь есть прямые зависимости. Чем больше  низший класс - тем (в рамках системы) богаче и сильнее высшие, а средние слабы и малочисленны.  Верно и обратное - чем меньше низший класс, тем больше средних (средние это разбогатевшие низшие) и тем высшие чувствуют себя менее уютно.  Из этого как бы можно сделать вывод, что чем беднее и многочисленней низшие,  тем уверенней живется высшим.  Отсюда цель высших - ослабить средних и держать низших на уровне выживания. Так как хорошо живущие низшие неизменно породят средних, а сильные средние - это угроза высшим.  Собственно поэтому гегельянец Маркс свел социальную эволюцию ко все более увеличивающейся эксплуатации высшими всех остальных.  Средних при этом он считал "запасными" высшими, которые, заняв их место, продолжат еще большую эксплуатацию, ну или перейдут в класс низших, когда капитализм достигнет высшей фазы.  И только пролетариат (наиболее мобильная часть низших) сможет бороться против эксплуататоров.  Теория совершенно безумная  - ведь низшие сами по себе не способны на какие-то организованные действия. Тем не менее понадобилось почти 70 лет, чтобы мир убедился в бессмысленности построения  бесклассового общества условными "низшими", а коммунистические фанатики из отмороженных боевиков и палачей превратились в сытых буржуа, вернув общество ровно на те позиции, с которых они стартовали.  То есть пирамида выстроилась ровно такая же, какая она была и до революций - слабый средний класс, усиленные высшие и огромная масса низших. 

Но если глянуть на мир в целом - ситуация стала значительно лучше. Средние стали сильнее, низшие  перестали голодать. Причем под силой я понимаю не только активы, гражданскую активность и усиление права.  Средние стали более информированней, знания стали доступней, а научно-технический прогресс предоставил средним способы развития.  Это в отсталой стране можно быть тупым феодалом, на которого пашут нищие рабы, а общество которое хочет быть конкурентным вынуждено усиливать средних - ведь из их среды получается техническая интеллигенция, которая двигает прогресс и экономику.  Из раздавленных нищетой и проблемами людей сложно сделать талантливых инженеров, программистов , конструкторов, управленцев. Точнее можно, если вы - КНДР, то есть полностью закрытое общество. В противном случае вы получите отток мозгов в более успешные страны, а ваша страна превратится в захолустье и попадет рано или поздно в колониальную зависимость. 

Нравится ли верхним такой договор со средними? Думаю что нет. Даже в самых сильных странах. Инстинкт власти никто не отменял. Есть опасения и у средних, что процесс ослабления верхних остановится и пойдет вспять, когда верхние получат закрывающие технологии, которые позволят им стать сверхлюдьми. Этот сюжет обыгран в антиутопичных киберпанк романах, но я считаю это маловероятным. Удержать те или иные технологии в секрете все равно не получится и они получат распространение. Технологический прогресс работает на средних и на ослабление верхних. 

Да, в развитых странах у верхних есть огромные мегакорпорации, которые кажутся огромными всепожирающими монстрами. У них есть банки, обладающие властью над мировой финансовой системой.  Но их можно победить.  Я надеюсь, что блокчейн рано или поздно вытеснит банковскую систему.  А произойдет это как только криптовалюты станут менее волатильны и реальный бизнес начнет больше использовать их как платежное средство.  Это может опрокинуть и выбросить на свалку истории один из самых мощных инструментов управления верхних - деньги, эмиссию которых они сейчас полностью контролируют.  Если средним (технической интеллигенции) удастся открыть дешевые, практически дармовые источники энергии - это произведет самую настоящую революцию, власть высших ослабнет еще сильнее, особенно где она построена на примитивной сырьевой экономике.  Роботизация, технология 3д принтеров может привести к созданию компактных автоматизированных производств, которые могут изготавливать по шаблонам необходимые изделия, что пошатнет монополию гигантов индустрии. 

Есть однако один актив у верхних, который отнять у них будет проблематично - это земля и природные ресурсы, нужные для производства. Было бы логично полагать, что если средние усилятся до определенной степени, то они введут какие-то новые правила обращения с невосполнимыми ресурсами, но есть и другой путь. Человечество может осваивать космос с целью добычи этих ресурсов там. А это совсем захватывающие перспективы.

Таким мне видится идеальное (на данном этапе) общество Homo Sapiens - сильные средние, достаточно сытые низшие, ослабленные верхние и работающие социальные лифты. Но! Оговоримся еще раз, это будет работать при одном условии - развитые общества не исчезнут в результате идущей депопуляции. Иначе бы получим еще один откат в феодализм. И о приближении к постчеловеку можно будет забыть еще на очень долгое время.


Comments 9


Абсолютно согласен. Человечество не смогло бы подняться в космос, если бы не было этой самой вертикальной пирамиды. Она существовала и в советском союзе, сама пирамида ориентируется не столько классовой предысторией и наследием, сколько осознанностью, знаниями, и целеустремленностью классов. У высших классов есть цели, есть понимание того будущего к которому они идут, у средних есть представление но они не достаточно замотивированы и боятся ответственности. Но вот про дно я могу сказать одно, это люди которые ни к чему не стремятся, ничего не хотят и их устраивает их образ жизни и быта. Жизнь скорее расставляет людей по классам, по мере их стремлений в участии жизни всей человеческой системы. Без этого ни один социальный лифт никого никуда не повезет. Никто никуда даже не поедет.

06.12.2018 11:31
0

@nakamichi высшие легко вырождаются (тогда они рано или поздно сменяются средними), а вот про низших не согласен. Да, те кто находятся на дне - зачастую безвольные и слабые люди, но многие низшие находятся в ловушке бедности и не могут раскрыть свой потенциал.

07.12.2018 03:16
0

@heldar Все возможности у них есть. И дело тут не в бедности. Бедность это не причина, бедность это следствие. Школа у нас бесплатная, в институт можно тоже попасть на бюджет. Интернет вообще делает двери открытыми для всех. Даже в Индии выбиваются в люди из самых нижних каст, если есть желание. Но нет же, вместо усердной учебы - игры, вместо проектов - развлечения.

07.12.2018 05:42
0

@nakamichi возможности? то есть вы утверждаете, что возможности у человека, родившегося в семье грузчика и прачки одинаковые с возможностями сына миллионера?) серьезно?

07.12.2018 17:39
0

@heldar именно так. Разница только в качестве этих возможностей и фундаменте наследия. Ведь грузчик с прачкой сами так в своей молодости старались, что в итоге это положение дел и имеют. И дитя их возьмет пример с них. Лифты социальные итак есть, и работают, отучись, напиши проект, убеди инвесторов, сделай имя и тебя ждет слава, деньги, власть, и т.п. В России так однозначно. А вот в Великобритании, США, Японии ты хоть сколько будь богат или талантлив, но должности "Для своих" будут отданы своим. И что мешает начать сельскому парню за сотню верст при наличии интернета получить базовые знания? Только понимание их ценности. А поверх базовых знаний уже нужно самому добывать. Никто бесплатно не поделится. Знание дает преимущества, а преимущества поднимают в социальной иерархии над теми у кого его нет.

07.12.2018 18:49
0

@nakamichi Оказывается РФ - страна возможностей? Не знал,... странно тогда что "мозги" из США, UK и Японии не валят в Россию. Наоборот, из России наблюдается постоянный отток мозгов.
Россия слабое квазифеодальное государство с очень узким коридором возможностей.

Что касается грузчика и прачки - ага, но их сын то не виноват в том, что он родился в бедной семье?
А если это талантливый парень? Но с малых лет он будет вынужден вкалывать чтобы выживать.
Что такое ловушка бедности? Учеба это хорошо - но у вас не будет денег и времени на то, чтобы пробовать и искать себя. Еще и работать надо. Конечно он может добиться высот. Но это будет стоить адского труда и везения.

А в семье миллионера (или чиновника крупного) родился обычный, заурядный человек. Он мало того что получит образование в лучших вузах мира, так и поедет вверх как на эскалаторе. То есть для него путь наверх уже гарантирован.

08.12.2018 06:05
0

@heldar Что то Вы как-то скатились в грязеполивание России, да к тому же невежественное. Все что Вы тут написали про валящие умы из России полная нелепица, реальная статистика отличается от Ваших представлений. А поскольку Вы не приводите доказательную базу, то и мне не к чему утруждаться. И речь была не о бегущем народонаселении. Я лично знаком с немалым количеством людей пробившихся на верх из низов. Это возможно и по линии науки, и по линии армии, бизнеса, спорта, культуры и тд. Вот например: Николай Валуев. Другое дело что не каждый выбившийся может удержаться. Соблазны роскошной жизни, ошибки из-за незнания тех или иных принципов мироустройства, все это опыт, который выходя из семьи рабочих тебе в багаж с собой никто не положит. Только родители могут снабдить этим своих детей, получая опыт за потраченное время и деньги, родители передают это своим детям чтобы они начинали с бонусным пакетом. Элит необходимо выращивать, культивировать, создавать, а не стерилизовать, как Вы рекомендуете в другом посте. На этом все. Больше я Вам отвечать не хочу.

08.12.2018 07:36
0

08.12.2018 07:51
0