Вспомним И.С. Тургенева - мини-конкурс в комментариях


Сегодня в нашем городе знаменательное событие - Орёл отмечает 200-летие со дня рождения великого русского писателя И.С. Тургенева, нашего земляка. Вернее практически более года посвящено памяти И.С. Тургенева. Было проведено много праздничных мероприятий. Хотя и раньше Орёл чествовал память великого классика. В честь писателя названы улица, театр, библиотека, музей.

Реставрированы музеи - наш городской им. Тургенева и в Спасском - Лутовинове (Орловская обл., Мценский район), родовом поместье его матери. Проведены ремонтные работы в "Дворянском гнезде", местечке, где в далёкие старинные времена устраивала культурные мероприятия местная знать. Дом, где родился И.С. Тургенев недалеко от этого места, к сожалению он был разрушен и не сохранился до настоящего времени.

Годом раньше капитально отремонтирован драмтеатр им. И. С. Тургенева.

Организован межрегиональный конкурс "Тургеневская девушка - 2018". Отбор был жесткий - сначала участницы представляли на конкурс анкеты с апреля до октября. Потом проведено 19 и 20 октября два отборочных этапа. Претендентки показывали себя на знания иностранных языков и образов героев произведений И.С. Тургенева. Конкурсантки также представили свои визитные карточки в форме видеороликов - рассказы о своих увлечениях, презентация своих социальных проектов. В финал вышли 10 девушек. Титул "Тургеневская девушка - 2018" получила студентка Орловского государственного аграрного университета.

Источник

К памятнику И.С. Тургенева, установленном на "Тургеневском бережку" сегодня возложили живые цветы.


А это вид на реку Оку с того места, где установлен памятник.

В честь такой знаменательной даты объявляю мини-конкурс в комментариях. По желанию можно оформить и отдельным постом. Условия простые - написать, какой образ литературного героя (или событие) из произведений И.С. Тургенева наиболее вам запомнился. можно написать в целом о произведении. Текст комментария ( поста) должен быть уникальным (не менее 75%).

Призовой фонд составляет 80 Голосов:

  • 1 место 30 Голосов
  • 2 место 20 Голосов
  • 3 место 10 Голосов
  • 4-7 места по 5 Голосов

Конкурс считается состоявшимся при наличии не менее 7 участников. время начала конкурса с момента публикации данного поста до 24 часов 11.11.2018г.

Если ответ будет оформлен автором в виде поста, то следует оставить ссылку на него здесь в комментариях, чтобы не затерялся.

Просьба заглянувших сделать репост.


Comments 41


Мне за Базаровский нигилизм досталось от учительницы.

09.11.2018 18:37
0

@unik09, а хотя бы немного подробнее можно?

09.11.2018 18:38
0

@galina1 ,когда разбирали кому какой герой понравился,я сказал что Базаров.Мне понравилось как он вел себя когда заразился при вскрытии,а ни его нигилистические взгляды.Тогда мне обьяснили,что Базаров отрицательный герой,и не стоит с него брать пример.

09.11.2018 19:28
0

@unik09, спасибо, принято на конкурс.

09.11.2018 19:43
0

@unik09 Интересно. В советской школе? Базаров не был, так сказать, явно "за народ", но уж точно не был "за помещиков и капиталистов". Но так как сам он был "из народа" о чем свидетельствовали его большие и красные руки, то в советских школах он все же шел со знаком плюс. )))

09.11.2018 20:49
0

@mgaft1 ,наша литераторша считала его отрицательным )

09.11.2018 22:19
0

@unik09 нельзя было в советской школе думать не по инструкции...
У нас были такие же случаи. И не только на литературе. но и на истории и обществоведении.

09.11.2018 21:15
0

@apnigrich ,да были и по другим предметам тоже.Все должны были думать и делать как главный идеолог ))

09.11.2018 22:21
0

Признаться, я не читал Тургенева за пределами школьной программы. Как-то он меня не зацепил, хотя читался он легко. Так что помню то, что читали в школе – Муму и Отцов и Детей.

Что же сказать о Базарове?

В свое время, Петр Первый потребовал ото всех дворян служить в государственных учреждениях. А вот его внучок, Петр Третий, дал дворянам вольную, и многие удалились в свои деревни, залечивать раны, так сказать. Зачем нужно «быть последним в Риме», когда можно было «быть первым на деревне»?

В петровском бюрократическом и военном механизме образовались множественные дыры. Потребовались дополнительные кадры, на которые привлекли разночинцев, которых сначала нужно было образовать. Ну а с образованием пришли и дополнительные требования, и другая идеология.

Я где-то читал, что Англичане, начиная с убийства Павла Первого, направляли и проплачивали общественные настроения в России в сторону народного возмущения. Так например журнал Колокол выходил в Англии, где и жили непонятно на какие средства Герцен и Огарев.
Неважно так это было или не так, но Тургенев, который большую часть жизни провел во Франции, увиваясь вокруг Полины Виардо, обладал очень чутким общественным флюгером, когда речь шла о новых веяниях «российской мысли» – сразу чувствовал куда ветер дует.

Базаров – это такая, в призме тургеневского видения, – квинтэссенция новоиспеченного интеллигента-разночинца. В дворянство ему ходу не было, да он- этот тих этого и не хотел. Тургенев, как явный «западник» интересовался именно таким типом западника, который читает немецкие книги, и отрицает старое русское патриархальное. Сам Базаров занимался какими-то биологическими опытами – резал лягушек. К тому времени в России были знаменитые врачи физиологи – Сеченов, Боткин и так далее. Думаю, что

Базаров – это такой собирательный прообраз такого ученого-врача.

По характеру, однако, Базаров – эгоцентрист если не эгоист. Его нигилизм – это в большой степени наплевизм и высокомерие к людям, находящимся вокруг. Но, надо признать, что именно такие люди и достигают больших высот, если их интересы направлены на что-то дельное.

Социальные навыки его - ниже среднего. Он даже не смог толком поухаживать за дамочкой, которая подавала ему недвусмысленные знаки внимания. Но не могла же она, в самом, деле просто прыгнуть к нему ночью в спальню, а утром уйти и не мешать работать. Она же все-таки была хорошо воспитана и все такое.

Убил Тургенев Базарова по двум причинам – во первых хотел показать, как славно он держался перед смертью, а во вторых Тургенев понятия не имел, что с ним делать дальше. Ведь, опять таки, Тургенев был отличным флюгером, но далеко не пророком. )

09.11.2018 22:47
0

@mgaft1 like

09.11.2018 23:59
0

@mgaft1, замечательно! Принято.

10.11.2018 07:56
0

Для меня любимым героем стала Лиза Калитина.

На мой взгляд, её образ был одним из самых нежных и трепетных образов русской женщины.
Нравится и сам роман Тургенева «Дворянское гнездо».

Лизу Тургенев наделил особой, какой-то одухотворенной красотой.
Она очень любила поэзию, музыку, была добра ко многим людям,
общалась с простыми крестьянами.

Если кто не читал роман, советую прочесть )
Тургенев - мастер хорошего правильного слога и подробного художественного описания.

А вот прототипом этой девушки стала Вера Аксакова - любимая дочь Сергея Тимофеевича Аксакова.

09.11.2018 23:01
0

@singa, спасибо, я тоже люблю Лизу Калитину.
В разных источниках разные мнения о прототипе Лизы Калитиной, например - "Прототипом Лизы Калитиной считалась жившая в усадьбе Евдокия Коротнева, ушедшая, как и героиня романа, в монастырь".
Действия, описанные в романе происходили в нашем городе Орле. Еще до сих пор сохранился домик Лизы Калитиной, но его всё никак не восстановят, хотя много лет обещают, он в ужасном состоянии.

Находится он рядом с "Дворянским гнездом", культурным центром местной знать в старинные времена.

10.11.2018 08:18
0

@galina1 , возможно, но другие литературоведы считают, что Лиза Калитина имела и другой прототип.
Кое-кто полагает, что её образ был написан и с Александры Николаевны Бахметевой, урожденной Ховриной.

Шушу, как звали ее близкие, родилась в 1823 году в дворянской семье в Москве.
Ее мать, пензенская помещица Мария Дмитриевна Ховрина, имела славу женщины большого света, охотно отворявшей двери своей гостиной для замечательных людей времени. Это были братья Аксаковы, Гоголь, Станкевич, Белинский, Огарев, Герцен...

Прекрасное образование, блестящее знание литературы, семейные литературные вечера, исторические споры самых ярких представителей "западников" и "славянофилов" сформировали эстетические и нравственные принципы Александры Николаевны, определили "смысл жизни". А если к этому прибавить, что она была замечательной красавицей, то можно не сомневаться в словах Николая Станкевича: "Ее нельзя не любить, как доброе дитя".

Весной 1839 года Мария Дмитриевна Ховрина с двумя дочерьми, Александрой и младшей Лидией, отправляется в Италию. Там, в Риме, и встретились Иван Тургенев и Александра Ховрина.

Ивану Сергеевичу всего 21 год. Он влюблен в прелестную Шушеньку, он страдает, он весь в сомнениях.
Вот его письмо-признание к Станкевичу.

Так привык каждый день слышать голос Шушу, что теперь и грустно.
Что еще страннее - так это то, что я почти никогда не говорил с ней более трех минут сряду, а так было приятно быть в одной комнате с ней... Хочется мне и колется... чтобы дать вам понять о моих ощущениях в отношении к Шушу, вот вам какие стишки я подмахнул:

Что тебя я не люблю
День и ночь себе твержу.
Что не любишь ты меня
С тихой грустью вижу я...

Я полагаю, что сегодня сложно выбрать кого-то одного )
Образ Лизы писатель сделал скорее собирательным, такими он хотел видеть настоящих русских женщин.

10.11.2018 15:46
0

@singa, да, образ скорее всего собирательный, но домик, в котором жила "Лиза Калитина" уверенно считают расположенным в нашем городе. Но это возможно. Писатель отобразил конкретное место происшедших событий недалеко от дома, где он родился, а образ сочинил.

10.11.2018 16:20
0

@galina1 , очень интересные места у вас.
С удовольствием бы прогулялась по окрестностям )

Спасибо за интересный пост о праздновании этого знаменательного события в жизни города.

10.11.2018 16:35
0

@galina1, поздравляю вас и ваших земляков с этим замечательным праздником. Вижу как относятся к памяти Тургенева у вас в городе, это ценно.
У нас в Санкт-Петербурге есть памятник Тургеневу на Манежной площади. Недалеко от этого места, в Александринском театре шли спектакли по его произведениям. Памятник поставили в 2001 году и по-моему это второй памятник в России, а первый у вас, в Орле. Скульпторы использовали посмертную маску при работе над памятником.

10.11.2018 05:39
0

@nadiyamikhno, Надежда, спасибо. В подобном исполнении у нас нет памятника.

10.11.2018 08:19
0

@galina1, первой книгой Тургенева, которую я прочла, была "МуМу". Ну не знаю, если кто-нибудь, кто не читал....
А мне эту книгу дала библиотекарь, кажется, в пятом классе я тогда училась. Много читала, в основном легенды и мифы...., а тут "Муму".
Как я переживала за бедную собачку, как ненавидела проклятую буржуйку, все тогда для меня были буржуями, независимо от статуса. Я никак не могла понять, почему Герасим утопил Муму и ушел от хозяйки. Почему не ушел вместе с собакой, зачем утопил ее...
Меня до сих пор этот вопрос мучает. Мозгу понятно, а душе нет.

10.11.2018 05:47
0

@nadiyamikhno, Надежда, у меня тоже первой прочитанной книгой Тургенева И.С. была "МуМу". Эта первая моя трагедия из прочитанного, тоже сильно переживала.

10.11.2018 08:21
0

botnet up!

10.11.2018 09:02
0

Моя учительница по литературе обожала И.С.Тургенева. Отрывок из стихотворения в прозе "Как хороши, как свежи были розы" мы учили наизусть, это же было самое-самое! А я выучила "Собаку". Помните: "Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает –
но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между
нами нет никакой разницы. Мы торжественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный
огонек...
" Просто я мечтала о своей собаке, а мне отец не разрешал взять щенка.
Учительница выслушала меня и спросила: "Но неужели "Розы..." не произвели никакого впечатления?"
"Произвели, - говорю, - но меня просто сразило другое стихотворение - "Корреспондент". Ничего себе отношение было: корреспондента хуже убийцы и грабителя считали".
Пятерку я, конечно, заработала (все-таки сверх программы столько прочитала), но как-то без энтузиазма мне ее поставили.__

10.11.2018 10:32
0

@golosgalka, учительница могла бы понять, что для ребёнка собака дороже чем розы.

10.11.2018 12:08
0

@galina1 like
норм систа. спасибо

10.11.2018 12:10
0

Тургенев мне как-то не очень, а вот город у вас - красивый. Уберегли, неиспаскудили ларькам и запаркованными по хамски вёдрами. Приятно глазу.

10.11.2018 11:46
0

@nkl like
зуб отдай. он те не нужен.

10.11.2018 11:48
0

@nkl, у нас разное есть. Но ларьков сейчас как-то намного меньше, чем в 90-х.

10.11.2018 12:09
0

@ksantoprotein, @galina1 like
там и мои зубы уехали. жааалкоооо

10.11.2018 12:11
0

Мне запомнился образ Евгения Базарова из "Отцов и детей". Это был страшный эгоист и наглец в грязном балахоне, который никого не любил, а когда все-таки влюбился в Анну Одинцову, не выдержал и умер.
Все думали, что он умер, потому что уколол пальчик, а на самом деле он просто не смог вынести чувства любви.

10.11.2018 11:58
0

@tortellini, да, Тургенев сильно подчеркнул отрицательные черты Базарова.

10.11.2018 12:14
0

@galina1 like
а чего суетится. клацклац. мы ж не стайные

10.11.2018 12:32
0

@galina1
На летних каникулах я был в такой деревне, где о Тургеневе слышали только в школе, а при выходе из неё тут же о нём забывали.
В тот день с утра шёл дождь, на улицу можно было выйти только в сапогах.
И я достал "Рудина", и читал его, сидя у окна, лишь с перерывом на обед.
Я медленно читаю, но спешить было некуда и к ужину, когда уже включили свет, дочитал.
Восторг, безусловно, но и непонятная тоска, скручивали мои эмоции в тугую нитку, и я, держась за неё, листал страницу за страницей.
Тогда я, конечно, ещё ничего не понимал и не предчувствовал, а лишь задыхался от несоответствия желаний, порывов и идей, с возможностью их реализовать, которые столь ярко воплотились в главном герое.
На следующее утро выглянуло солнце, друзья кричали из-за забора и звали купаться на озеро.
А я открыл "Рудина" с первой страницы и снова листал, пока не стемнело.
Может если бы я пошёл тогда на озеро, жизнь сложилась бы иначе?

11.11.2018 19:00
0

@anjar, всё что в нашей жизни всё не случайно.

11.11.2018 19:23
0

@galina1, конечно), окончание - литературное.

11.11.2018 19:24
0

Замечательный праздник!!! И бал, как в прошлом веке, даже в позапрошлом) В школе мы изучали произведения Тургенева. Не помню, чтобы на меня кокой-то один из героев произвел наибольшее впечатление. Пожалуй, Базаров мне совсем не нравился.В каждом времени свои герои.

12.11.2018 16:03
0