История одной фотографии - старинный купеческий дом, колокольня


Этой фотографии больше 50 лет, сделана она в 60-х годах. Дом на фото расположен в городе Болхов Орловской области по адресу ул. Нижняя Фрунзе, 26. В настоящее время он также существует, но его переделали и выглядит он по-другому, да и улица уже имеет иное название.

Снимал фото мой муж в детском возрасте. Ему было 7 лет, когда он увлёкся фотографией. Мама купила ему все фото принадлежности, книгу и по ней он учился снимать.

История старинного дома.

В давние времена это был купеческий дом. Был он построен до революции 1917г. Дом был отобран у купца большевиками. Его переделали для местной интеллигенции на 4 маленькие квартирки, каждая представляли небольшую кухню с печкой и жилую комнату. Этаж - общий коридор на две квартиры, в нём же отгорожено место для кладовок. Заходишь в квартиру - крошечная прихожая, если можно так назвать место, где была вешалка для одежды, и сразу попадаешь в кухню, а рядом жилая комната.

Дедушку моего мужа в 1940г. направляют начальником строительства автодороги Москва-Симферополь. Так он попадает с семьёй в Болхов. Дорога как раз через него должна проходить и дальше через Калугу. Достроить успели лишь до окраин Болхова, а потом началась война. Дедушку вдруг перед самой войной отправляют на переподготовку, а сразу оттуда на фронт. Вот так получилось - семья перебралась на небольшой срок, а оказалось на много лет.

Перед ВОВ на верхнем этаже в одной из квартир жила женщина-фельдшер. Внизу одну квартиру заняла семья дедушки моего мужа. Кто занимал остальные квартиры муж не знает, он же еще в то время не родился, да и мама его была ребёнком.

Из воспоминаний бабушки мужа. Утром она просыпалась, а на ступеньках лестницы уже сидели местные жители с котомками в ожидании приёма фельдшерицы.

Нашествие немцев на Болхов случилось осенью 1941г. Бабушка мужа в это время была на рынке, когда увидела как движутся танки. Один из них открыл пушечные выстрелы и люди кинулись "врассыпную". Дом во время войны уцелел. Бомбы его обошли стороной. Какие "тёмные" люди всё-таки тогда были. Прятались в подвале от бомбёжки, а ребёнка (тётя моего мужа) заставляли с иконой ходить вокруг дома. Якобы это должно дом защитить - икона в руках непорочного дитя.

После войны на верхнем этаже уже жили военком и участковый. На нижнем - местный чекист и продолжала жить бабушка мужа с детьми. Дедушку перевели на работу в Подмосковье, она с ним ехать отказалась.

В доме во всех квартирах было печное отопление, поэтому на зиму заготавливали много дров. Их складировали в сарае (на фото справа). Это было одно помещение, которое тоже разделили перегородками на четыре семьи.

Удобства все были на улице. Водопровода тоже не было, за водой ходили в колонку на расстоянии 300-400м, причём под горку туда и обратно с вёдрами воды уже на горку. Болхов ведь называют "город на семи холмах", так как он построен на возвышенностях.

Печи, построенные купцом, были облицованы красивыми изразцами. На каждом этаже было по такой печи. И в новом варианте они располагались в коридорах. "Новые" печи в перестроенных квартирах это обычные русские печи с лежанкой. У всех семей в доме были самовары на углях. В то время все любили пить чай вприкуску с кусками сахара. Большие головки сахара кололи большим ножом. Заваривали чай в основном из трав. Деликатесом считалась заварка "Три слона", которую достать было тяжело.

У каждой семьи был придомовой земельный участок, сразу за сараями. В основном там выращивали картошку, капусту и огурцы. Времена тогда были голодные.

История одной старинной колокольни.

На заднем фоне фотографии справа видна довольно высокая колокольня постройки 1827г. До революции рядом с ней располагалась церковь (1735г постройки) Николая Чудотворца Гончарного. Она была потом разрушена большевиками, на её месте построили столовую. Но колокольня уцелела.

В 70-х годах 20 века по указанию сверху местные власти решили колокольню снести. Кирпичная кладка колокольни оказалась очень крепкой. Рабочие, которые забрались на самый верх, стали разбирать кладку и не могли отбить от неё ни кусочка. Один рабочий даже сорвался и упал вниз. После этого колокольню решили взорвать. В то же время молодая сотрудница местного краеведческого музея пыталась добиться сохранения колокольни как исторического памятника. Она поехала в Москву, чтобы получить разрешение о её сохранности. Хотя она и добилась этого, но не успела вернуться, как колокольню всё-таки взорвали.

При взрыве кирпичная кладка колокольни развалилась на крупные куски, разбить их на мелкие было невозможно. Старики рассказывали, когда строили эту колокольню, то готовили известковый раствор с добавлением яичных белков.

Большие куски кирпичной кладки загружали в автомобили экскаватором. Когда производилась погрузка, экскаватор ковшом зацепил большую плиту на земле и сдвинул её с места. Под ней оказалось помещение, которое было уставлено гробами. Работы сразу прекратили. Местное начальство бросилось в областной центр за получением указаний - что делать дальше. Был поднят местный архив. Оказалось, что колокольня и разрушенная раньше церковь, которая находилась рядом с ней, были построены в честь захоронения высоких церковных сановников. После этого плиту установили обратно на место. Убрали остатки кирпичной кладки. Запретили в этом месте любое строительство. В настоящее время там сохранилось ровное не застроенное место без всяких покрытий. Расположено на улице Ленина. Раньше эта улица называлась Б. Никольской.
ТТак всего лишь одна фотография, а оказалась целаяистория.

Дополнение.После публикации поста в комментариях один из авторов высказал мнение, что кладка колокольни была из прочного цемента. Я задала мужу вопрос, ведь он видел осколки-громадины от взорванной колокольни собственными глазами, так как в то время гостил у бабушки. Муж сказал, что кладка была выполнена из извести. Он хорошо помнит, как куски кладки грузили на автомобили, помнит их внешний вид. Разумеется, что рассказы старожилов того времени о растворе для кладки с добавлением белков от яиц проверить нельзя. Однако в интернете полно подобной информации по строительству других объектов с подобной технологией приготовления раствора в старинные времена..


Comments 60


Кладка хорошая, не пожалели цемента. А вот насчёт яичных белков - это миф. Дело в том, что при попадании органики кладка будет разлагаться и покрываться плесенью. Но в целом - интетесно и хотелось бы посмотреть на этот дом, как он сейчас выглядит!

10.02.2019 10:54
0

А разве до революции у нас существовали цементные заводы? Ведь цемент изготавливается путём обжига клинкера с помощью газа. Я читала, что в те времена для кладки стен использовался песчано-известковый раствор.

А фото дома в настоящее время у нас нет, мы ведь живём в другом городе.

10.02.2019 11:01
0

@galina1 фото найду сам в инете... А вот молоть и пережигать породу и делать цемент умели ещё древние египтяне и римляне :)

10.02.2019 11:03
0

@mikhailal, вряд ли в инете будет фото этого дома, ведь сейчас там живёт обычная семья, а фото колокольни должно быть. Я нашла, что первый цементный завод был в России построен в 1856г.
Я пересказала о белках как связывающем материале со слов других людей, такое и раньше слышала.

10.02.2019 11:24
0

@mikhailal, да, это один из домов в городе Болхов, тоже из старинных купеческих. Но это не тот дом, что на моём фото.

10.02.2019 11:29
0

@galina1 ну, тот не получается найти. Сдаюсь !:)

10.02.2019 12:36
0

Я тоже про яйца, которые добавляют в раствор, слышала от многих пожилых людей. Может, не такой уж это миф? А история интересная, о событиях в духе того времени. В нашем районе, где я выросла, много церквей разрушили. Восстановили, по-моему только одну. Снимок ценный, сейчас таких не найдешь в альбомах.

10.02.2019 11:20
0

Я увидела в альбоме у мужа этот снимок, всё-таки это наша история, и мне стало интересно.

10.02.2019 11:21
0

@golosgalka По СНИПам , используемых в строительстве, нельзя даже пользоваться дождевой водой при кладке кирпичей. Не то что яйца. Стена разрушится от обилия живых организмов.

10.02.2019 11:26
0

@mikhailal, а номер СНИП и пункта, где нельзя пользоваться дождевой водой?

10.02.2019 11:31
0

@mikhailal, задайте в поисковике об использовании яичного белка для известкового раствора в старину, там полно инфы. Это что всё выдумки? А мой муж это знает не из инета, а от бабушки, а она от других. Получается, что это придуманная на века легенда?

10.02.2019 11:48
0

@galina1 да. Через сто лет всё разрушится под действием органических веществ, присутствующих в этих продуктах. А про технические условия для воды: ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

10.02.2019 11:53
0

@mikhailal, спасибо.

10.02.2019 12:27
0

@galina1 интересно было почитать ваш пост.

10.02.2019 12:36
0

@mikhailal А на ваш взгляд, почему раньше кладка стен такая крепкая была, а сейчас частенько трещинами идет. Все дело в халтуре?

10.02.2019 12:29
0

@golosgalka Давайте подумаем вместе:) Может быть, из-за того, что цемента не жалели, может быть, потому что только летом строили, а я слышал об этом. А может быть, просто соблюдали на низовом уровне азы технологии: мочили кирпичи, удаляли пыль с кладки... Такую кладку кувалдой не отдолбишь и она превращается в полубетон :))

10.02.2019 12:33
0

@mikhailal, муж сказал, что кладка на известковом растворе. Когда взорвали колокольню, он видел осколки собственными глазами.

10.02.2019 12:48
0

@galina1 Известью затворяют песчано-цементный раствор. Известь применяется , как пластификатор.

10.02.2019 12:50
0

@mikhailal, возможно и так, но где же в то время взяли цемент? Ведь колокольня была построена гораздо раньше, чем запущен 1-й цементный завод в России.

10.02.2019 12:56
0

@galina1 есть вопрос.

10.02.2019 12:57
0

@mikhailal Да, строили для себя, на века.

10.02.2019 14:55
0

У нас в станице тоже есть здания,построенные в начале прошлого века. Все целые, постоянно ремонтируются. В одном из них находится сельская библиотека.

10.02.2019 11:34
0

@romashka, в старину же всё качественно строили.

10.02.2019 11:40
0

В одной фотографии собрано столько исторических фактов. Мне отец рассказывал, как у них в деревне взорвали 40-метровую церковь. Таким образом местные власти высказывали свое отношение к религии.

10.02.2019 11:35
0

@karuseli777, тогда взывали, а теперь восстанавливают сохранившиеся. Дикие люди тогда были.

10.02.2019 11:39
0

@galina1, вот именно)

10.02.2019 11:40
0

Всегда с интересом читаю ваши истории и смотрю фото, спасибо, Галина

10.02.2019 13:44
0

@skrypka, спасибо Вам, что заглядываете.

10.02.2019 13:53
0

Приветствуем!
Этот пост был выбран программой «Содействия дружелюбию, взаимовыручке и толерантности» на платформе ГОЛОС.

Команда «Культура Голоса» благодарит Вас за то, что Вы вносите вклад в формирование созидательного и благотворного контента на платформе ГОЛОС.
Мы поддержали вас своим голосом. Хотим сообщить, что следом за нами голосуют некоторые пользователи, которые изъявили желание поддержать эту инициативу.
Наши отчеты о тех, кто был выбран в рамках программы, выходят ежедневно. Вы также можете найти их, используя тег #голосдоброты. О критериях отбора Вы можете прочитать в этом посте.

Если Вы не хотите, чтобы Ваши посты участвовали в программе «Содействия дружелюбию, взаимовыручке и толерантности», ответьте на этот комментарий командой "!стоп"

10.02.2019 14:32
0

@kulturagolosa, спасибо.

10.02.2019 14:44
0

У нас в соседнем селе была церковь, как и многие тогда, не действующая, училась я тогда в классе 8 или в 9, совхоз решил снести эту церковь,( рядом был сельсовет наверное поэтому ) так вот её не смогли разобрать, она до сих пор стоит и тоже говорили что раствор с яичным белком был. Вот эта церковь
разобранная часть(только до половины) на другой стороне, Мы далеко от Орла, думаю все-таки про такую кладку не с проста говорят везде.

10.02.2019 14:37
0

@mamamasha, вот и я думаю, не будут же просто так передавать историю в разных местах страны, далёких друг от друга о том, что белок добавляли в известковые растворы, чтобы они были пластичными и вместе с тем засыхая давали плотность и стойкость.

10.02.2019 14:50
0

@galina1 Как строитель, я знаю, что в цементный раствор ,или даже в песчаный ,добавляли белок яиц, придавая ему превосходное сцепление с камнем и водоотталкивающие свойства. Влага, попадая в щели между камнями или плитами, способствует разрушению кладки.

10.02.2019 16:10
0

@laiminga, мой муж тоже так считает, что в старинные времена вполне возможно добавляли белок для сцепления, да и он пластичность раствору придаёт в еще не затвердевшем виде, а это тоже ценно.

10.02.2019 16:18
0

@mamamasha. А как это село называется? Кажется мы через него едем в д. Кузькино Самарской обл. с трассы Ульяновск- Сызрань к сестре

11.02.2019 20:12
0

Прекрасное фото и рассказ. Знаете, если бы я могла, то написала по этому фото картину, настолько оно меня восхищает всем и той колокольней на заднем плане, о которой вы тоже рассказали..Спасибо вам!

10.02.2019 16:07
0

@laiminga, я тоже об этом же думала - жаль, что я не художник, так меня фото впечатлило.

10.02.2019 16:14
0

@galina1 Эх.....

10.02.2019 16:15
0

Здорово, что ваш муж все это помнит. В молодости мы слушаем рассказы и не придаем этому значения. А становясь старше, вспоминаем. Если все это записывать, то можно всю историю семьи воссоздать. Всегда интересно знать о своих корнях...

10.02.2019 16:41
0

@nadiyamikhno, у него еще и тётя жива, иногда вспоминают что-либо вместе.

10.02.2019 17:34
0

Интересная история.Я когда учился в Воронежской обл. тоже слышал что в раствор добавляли белки.Была там церковь,которую пробовали и разобрать и взорвать,но так ни чего и не смогли с ней сделать.Потом там открыли филиал какого то завода.

10.02.2019 17:39
0

@unik09, вот так, а меня чуть не уличили здесь с мифом о яичном белке.

10.02.2019 18:57
0

Спасибо! Любопытно! И опять в прошлое отправил постик. Примерно в таком купеческом доме я жила с рождения до 21 года. Печка, вода из колонки (одна под горой, одна над горой), удобства снаружи. Зато застекленная веранда на все лето, чердак с разными сюрпризами и выход на крышу (мы жили на втором этаже) - ооо - прекрасное детство в таком доме. И огородик малюсенький, конечно.

10.02.2019 19:11
0

@oagalakova, муж тоже вспоминает только хорошее из детства, он хоть там не жил, но к бабушке ездил часто.

10.02.2019 19:18
0

Удачный пост!

Искренне ваш @fomka

11.02.2019 04:58
0

А я не про постройки... Для меня очень значимо, и всегда находит в душе отклик, когда люди знают, помнят и передают следующим поколениям историю своей семьи...  История жизни предшествующих поколений удивительна: люди жили в труднейшие времена, не сравнимые с нашим, теперешним! И в большинстве своём оставались людьми в прямом значении этого слова, проявляли лучшие качества души и характера, оставались стойкими и творили добро для последующих поколений: своих детей и внуков! История очень интересная!👍👍👍

11.02.2019 05:39
0

@iolka66, спасибо за такой отклик. Да, люди в давнишние времена отличались душевностью, несмотря на тяготы жизни не ныли, что плохо живут, как-то выкручивались, старались выучить детей.

11.02.2019 07:15
0

@galina1 Это так! Для меня одним из ярких примеров таких людей - мой дедушка по маминой линии. Имея трудную судьбу, оставался всегда честным, уравновешенным и добрым человеком, никогда не слышала от него не только нецензурного, а даже просто грубого слова, или окрика, или нравоучения, или повышенного тона... Удивительный был человек- родителей своих не помнит, сгинули в гражданскую, сначала малым ребенком жил по разным семьям, но видимо, сами выживали с детьми; потом беспризорником скитался... И удивительно: попал в трудовую колонию, основанную самим Макаренко, тогда она под Полтавой располагалась... С десяти лет до пятнадцати там был, получил специальность, пошёл сначала на завод в кузнечно-прессовое производство, а потом в Красную армию записался в 18 лет... И попал аж в Среднеазиатский военный округ, с 1930-го по 1949 год служил в пограничных войсках, воевал с басмачами... Участвовал в конном пробеге на лошадях из Казалинска через пустыню Кызылкум, сохранились его фотографии, молодого красноармейца в будёновке... Часто его вспоминаю, и всегда - добрым словом...

13.02.2019 07:17
0

@iolka66, спасибо за тёплое воспоминание о дедушке, было интересно прочесть. Я заметила, что чем тяжелее судьба у человека, тем он добрее, сильная личность.

13.02.2019 09:32
0

@galina1  Да, Галина, точно!😄 В большинстве случаев это так! Спасибо Вам!)

13.02.2019 09:55
0

@galina1, Поздравляю!
Ваш пост был упомянут в моем хит-параде в следующих категориях:

  • комментарии - 4 позицию - 46 комментарии
  • Потенциальных Выплаты - 5 позицию - 351,501 GBG
11.02.2019 06:06
0

Самое ценное, что есть, - такие воспоминания. Не официальные, а живые, от живых людей) Спасибо за рассказ!

11.02.2019 11:34
0

@catyk, спасибо, Оксана, что прочла.

11.02.2019 12:55
0

Интересная история одного дома. Респект мужу, он не просто фотографировал, он еще и интересовался объектами, которые фотографировал.

11.02.2019 20:15
0

@rajskijsad, так объект же дом, где жила его бабушка и мама в детстве. Он приезжал к бабушке на каникулах, поэтому в курсе истории взрыва колокольни.

11.02.2019 20:21
0

Интересная история. Про добавление яиц могу высказать только предположение. Глина тоже вроде как пост-органика. Возможно, белок не просто добавляли, а была своя технология его добавления. Одно дело сделать глазунью, другое - бизе, и третье - использовать в строительстве. Это скорее всего можно отнести к утерянным технологиям.

14.02.2019 12:58
0

@bambuk, мой муж тоже так считает, он инженер-строитель, не просто так в инете полно информации о добавлении белка в растворы в старинные времена.

14.02.2019 14:14
0

@galina1 к сожалению, утеряно много. Раньше и гранит лить умели))

14.02.2019 20:21
0