Бюрократические коллизии мировых судей


Фото отсюда

Я крайне редко пишу на сравнительно острые темы, ибо не люблю оного. Однако, иногда все же накипает. И речь пойдет вовсе не о войне в Сирии - там без меня целая когорта думателей. Я хочу поговорить о пресловутой российской бюрократии.

Недавно я помогал родственнице, работающей мировым судьей. Это - самая первая инстанция в судебной системе, люди, которые по долгу службы встречаются с неплательщиками алиментов и штрафов, пьяными ездунами, алкоголиками и наркоманами, бездомными и тунеядцами - в общем, весь цвета общества вхож к мировым судьям. Дела у них, в основном, административные да гражданские, иногда встречается мелкая уголовка (кражи и телесные повреждения).

Так вот. После выполнения всех просьб, в процессе ожидания я заметил, что родственница занимается каким-то странным делом. Сидя с ней рядом, я мог видеть, что она, положив некий административный материал рядом с собой, слово в слово перепечатывает его в новый вордовский документ. Мне стало любопытно, и я спросил её, зачем она этим занимается. 

Ответ вверг меня в глубочайший шок.

Итак, на дворе XXI век. Недавно Маск отправил в космос машину, @teeves и @abloud регулярно докладывают об использовании новшеств робототехники и связи, благодаря действиям замечательного ведомства с длинным названием простые смертные знакомятся с VPN и прокси. А мировые судьи, люди, принимающие важные решения, люди, приказы о назначении которых подписывают на самом высоком уровне, они... перепечатывают текст из документа в документ. Потому, что у них а) нет сканеров и б) нет ни общего диска, ни флэшек, ни процедуры электронного документооборота с другими ведомствами. 

И это кошмар, дамы и господа.

Итак, представим себе абстрактную ситуацию: гражданин Иванов, ранее неоднократно судимый, украл у гражданина Петрова сотовый телефон. Сим-карту выкинуть не сообразил (такие тоже есть, правда), и через час был пойман доблестными сотрудниками полиции. Дальше происходит примерно следующее (примерно - потому что я совсем не юрист, и излагаю то, что понял с чужих слов). 

Полицейский дознаватель берет показания с пострадавшего, обвиняемого и свидетелей. Их он, разумеется, вносит в материалы дела, а после - оно попадает в прокуратуру. Дальше начинается интересное.

Есть два способа рассмотрения дела - особый порядок, и общий. Первый предполагает согласие обвиняемого с инкриминируемыми ему действиями, и подразумеваем простой, быстрый приговор. "Вы украли телефон? - Да. С обвинением согласны? - Да. Назначаем вам..." И прокурору, и судье так значительно проще - в делах, где всё и всем ясно, это спасает от излишне волокиты, которой судьям хватает с лихвой. 

Но теперь - с недавних пор - все по-другом. Дело в том, что некоему прокурорскому начальству пришла в голову занятная мысль - а что это мои подопечные так часто прибегают к особому порядку? И оно, начальство то бишь, решило настаивать на применении общего порядка. Повсеместно. 

Это - глупость сущей воды, но отнюдь не самая страшная. Вернемся к нашему материалу дела - когда он выходит из прокуратуры, он попадает секретарю мирового суда, а оттуда - самому судье. Оный обязан, по итогу пьесы, написать реноме, судебный приказ. И черт побери, мировой судья сидит, и перепечатывает показания Иванова и Петрова вручну. Слово слово, корректируя лишь очевидные грамматические ошибки. 

Когда я это услышал - недоумение мне скрыть не удалось. Почему, почему нельзя завести общий файлообменник с прокуратурой и полицией, которым будет пользоваться люди с ЭЦП? У федеральных судей это есть, кстати, так чем мировые хуже? Ответ меня убил. 

Бюджет. Дело в том, что зарплату мировым платят из средств федерального бюджета, а все остальные расходы несут субъекты. Разумеется, там мало денег, и на ЭЦП изыскать средств не могу. Это они так судьям говорят, ага.

Одна пачка бумаги стоит около 150 рублей. В неделю у одного мирового судьи (с ее слов), уходит около пачки, и еще пачка - у секретаря. В районе (у нас, в небольшом городе), 5 участков, следовательно, пять судей. Районов - тоже пять. 

Итого, 25 человек судей и 25 секретарей еженедельно потребляют 50 пачек бумаги. В году сколько, 52 недели? 2600 пачек бумаги в год. По 150 - это почти 400 000 рублей. По самым минимальным подсчетам - и только на бумагу! Нет бюджета, говорите? 

Тлетворная бюрократическая махина в действии. Из-за нее, судьи рассматривают меньше дел, чем могли бы - ведь они тоже не роботы. Можно бы делать все в пару кликов, тут даже знаний не надо, банальные Ctrl C, Ctrl V. Но нет - мы ведь в России живем, а значит - без идиотических, бессмысленных действий никуда. Хорошие герои всегда идут в обход. 

Теперь представьте - общий порядок (потому, что начальство самодуры), излишняя писанина (по той же причине), в результате - затянутые дела и жалобы начальства. Того же, у кого не хватает ни воли, ни логики, ни просто желания, дабы все оптимизировать. В бизнесе таких бы сожрали - а здесь они процветают. И это не может не поражать. 

Если где что неправильно сказал - прошу юристов простить мне невежество и поправить. Возмущался вопиющим несовершенством @evrey4ik, спасибо за внимание. 


Comments 16


"Тлетворная бюрократическая махина" - диагноз. В этих условиях даже "туповатые" ИИ выглядят выходом из тупиковой ситуации.
И спасибо за упоминание )

14.04.2018 17:21
0

м-да....невежества в тексте действительно хватает. Ладно, черт с ним. НЕЛЬЗЯ судьям иметь общий файлообменник ни с прокуратурой, ни с полицией. НЕЛЬЗЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! И судья обязан при постановлении приговора (не приказа) руководствоваться своим мнением, своим протоколом (который ведет секретарь) и НИКАКИЕ доказательства не могут иметь для судьи заранее оговоренной силы. Судья обязан сам все исследовать и принять решение. И сам написать итоговый документ. А вы предлагаете загнать суд именно туда, откуда его пытаются вытащить- в связку с правоохранителями и контролирующими органами..............Вы даже не представляете как Вы не правы.
А вот общая база судейская ( с ЭЦП и прочими прелестями) создается и наполняется уже сейчас.

14.04.2018 18:39
0

Я совершенно не предлагаю того, о чем Вы говорите. Много восклицательных знаков - это очень здорово, однако хотелось быть чуть более взвешенной позиции. Чем, простите, плохо эффективное взаимодействие между вышеописанными организациями?

15.04.2018 01:09
0

Ну, так-то да, очевидный вред в их сотрудничестве есть. Оне же будут заранее договариваться, кто и в чём виноват.

15.04.2018 10:17
0

Так они и сейчас сотрудничают. Из одного ведомства носят в другое один и тот же документ на бумажном носителе. Я спрашиваю - что мешает делать это посредством электронного документооборота?
Кто, с кем заранее договорится? Что вообще изменится, если бумагу заменить более современными средствами связи? Ещё бы голубиной почтой из одного здания в другой документы слали, честное слово.

15.04.2018 10:47
0

Конечно, носят и, конечно, перепечатывают. А тугодумное начальство пытается их побудить к самостоятельному творчеству. Во имя прекращения этого сотрудничества.
Меры сомнительные, конечно. И электронная база (пусть даже своя, судейская) нужна. Это же реально беда, что судья из себя сканер изображает.
Пы. Сы.: у вас несколько опечаток есть в тексте. Во втором абзаце - "весь цвета". Потом вот тут: "Но теперь - с недавних пор - все по-другом_". И было ещё что-то, не могу вспомнить...

15.04.2018 11:09
0

судейская база есть. Вы зайдите на сайт любого суда, в раздел судопроизводство. Это для всех желающих, а для судей еще удобней общая база по всем судам, без вымарывания отдельных сведений.

16.04.2018 04:55
0

Ну, может быть. Я, если честно, очень далёк от юридической практики.
Только зачем тогда мировые судью вручную повторно набирают документы в текстовом редакторе?

16.04.2018 05:28
0

ничего повторно они не набирают. Вот пришлю люди в суд, каждый дал показания, их допросили, кто-то изменил показания, кто изложит тоже самое, но в иных выражениях и изменилась суть его показаний. Для этого ведется протокол судебного заседания. Частенько в процессе начинают сравнивать показания, данные в суде и на предварительном следствии, выясняют с чем связаны противоречия. А в приговоре судья кратко излагает все доказательства, в том числе и показания подсудимого, потерпевшего и свидетелей данные в суде (не в полиции!) и дает им оценку. Что подтверждает вину, что опровергает, к чему следует относиться критически и по какой причине. Именно поэтому судья набирает приговор сама, вручную.
А раньше мы всю эту красоту на машине под диктовку судьи печатали. Однако, раньше и дел было несколько меньше. Сейчас суды завалены кучей гражданских и административных дел. Вот там-то вообще неоткуда брать тексты. Все выясняется в судебном заседании.

16.04.2018 05:34
0

Да... уж. Тут я пас.

16.04.2018 05:40
0

здрасьте, приплыли. А дела, простите, каким образом должны в суд попадать? По электронке? А может быть тогда еще и ЭЦП для потерпевших и обвиняемых сделать? Они ведь имеют право знакомиться со всеми материалами дела.

16.04.2018 04:54
0

Кстати, ничего плохого в этом нет. В Китае уже вовсю внедряют еще более продвинутые методы:

https://hightech.fm/2017/12/28/wechat_court
https://hightech.fm/2017/02/15/divorce-wechat

17.04.2018 13:53
0

на досууге почитаю. Кстати, разговаривала с судьями и нотариусами местными. Большинство (те, кто реально соображают) мечтают о том, чтобы базы и взаимодействие перевели на блокчейн. Это упростит многие моменты. Однако, по-прежнему считаю, что прям вот прямого взаимодействия между судом и полицией, к примеру, быть не должно

18.04.2018 05:27
0

Однако, по-прежнему считаю, что прям вот прямого взаимодействия между судом и полицией, к примеру, быть не должно

А вот эта мысль мне как-то в голову не приходила. Хотя, после ваших объяснений кажется очевидной. Особенно в постсоветских странах, где коррупция зашкаливает.

18.04.2018 15:22
0

а тем, что суд должен быть нейтральным. А позиция полиции и прокуратуры-обвинительная. Если Вам это не понятно, то хоть сто восклицательных знаков Вам настрочи-бесполезно.

16.04.2018 04:43
0