CCCXXXIII. Психолог и врач, кто кого



Как психолог я постоянно сталкиваюсь с тем, что обычные люди, не имеющие специального (психологического) образования, не делают различий между врачом-психиатром и психологом. Умом они понимают, что если слова разные, то, по всей видимости, за ними должны стоять специалисты, которые занимаются разными делами, но в чем заключается эта разница, мало кто может рассказать. От неразберихи в этом вопросе страдают все. И врачи, и психологи, и, самое важное, люди, чья жизнь могла бы быть гораздо лучше. Давайте разбираться.

Иногда путаница принимает особенно уродскую форму, в виде вопроса: если в лесу встретится психиатр и психолог, кто кого сборет? Сразу отвечу, если они хорошие специалисты и не купили дипломы в переходе, то как минимум не поругаются. А может даже подружатся. Правда, такое, к сожалению, случается не часто.

Почему путают?

Не буду ходить вокруг да около и сразу скажу — от банальной необразованности. Потому что психологи-практики появились у нас совсем недавно, и объяснить эту разницу населению некому. То есть имеет место банальная путаница. Причем психологи огребают как от врачей, так и от обычного населения.

Самое близкое слово к психологу из медицинской сферы это психиатр, поэтому «какая разница?» — так думает обыватель. И ошибается, потому что разница есть.

С психиатрами немного проще — они знают, что психолог не равен психиатру (это хорошо), но не верят, что психологи в курсе этого (а это уже плохо). И с упорством любимых ими маньяков, полагают, что психологи претендуют на их место. Еще есть врачи, которые вообще не признают психологию, но это совсем уж каменный век, мы про них говорить не будем. Из этого имеем два гадких следствия.

Первое — нас (психологов) не любят психиатры, так как думают, что мы отбираем их хлеб, и нам постоянно приходится доказывать, что мы ложечек не брали. Не только серебряных, но и деревянных тоже.

Второе — нас боятся обычные люди, которые на предложение обратиться к специалисту-психологу испуганно отвечают «я что, псих что ли?»

Очень хочется огрызнуться: «да, раз не видите разницы». Но это деструктивно, поэтому на всякий случай поясню: психиатр занимается психическими заболеваниями (душевным нездоровьем), психолог же работает исключительно со здоровыми людьми. Будьте уверены, если психолог заподозрит у вас какие-то сложности медицинского характера, он направит вас к профильному специалисту. Адекватный консультант не лезет туда, где у него нет подготовки. Просто потому что без соответствующего инструмента многого не напомогаешь. Когда мы учились, нам постоянно долбили «вы не врачи, вы не врачи». Думаю, урок усвоили все.

В чем же разница?

Психолог занимается обычными, здоровыми, сохранными людьми, которые испытывают некоторые сложности в жизни. У них (людей), в силу каких-то обстоятельств могли образоваться проблемы. Например, ссоры между супругами, или утрачен контакт с ребенком-подростком. Специалист со стороны (психолог) может помочь им разобраться в том, что происходит. Не рассказать им, что надо делать, а помочь самим разобраться, что не так.

Работа врача (и в этом его фундаментальное отличие от психолога) носит директивный, то есть указательный характер. Врач указывает, что делать, прописывает лекарства, запрещает одно и предписывает другое. Конечно, пациент может не выполнить рекомендаций доктора, но это его проблемы. Работа психолога директивности не предполагает. Напротив, он должен максимально устраниться от принятия решения, чтобы не навязать людям своего видения проблемы. Это диктуется тем, что обычно его способы решать проблемы в корне отличаются от способов тех, кто к нему пришел.

Вспомните советы, которые давали вам посторонние люди (пусть даже мама). Они были замечательные, но вам совершенно не подходили. Все люди разные, у всех разный опыт.

Это и есть базовое, фундаментальное отличие. Если помнить об этом, то вы никогда не удивитесь тому, что психолог не дает советы. Потому что вы не больной, вас не надо лечить. Вам надо дать возможность самому решить свои проблемы. «Зачем же нужен психолог, если я решу все свои проблемы сам?» — спросит озадаченный читатель. А затем, что сами вы уже пытались. И пришли к психологу.

Автор: @nikonov


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion


Comments 14


Интересно - психоаналитики, работающие "по Фрейду", они кто?

26.05.2018 13:39
0

Вот как раз психоанализ по Фрейду это очень даже директивный подход. Но возник он в конце XIX века, когда такого человеко-ориентированного консультирования не было, а сам Фрейд был врачом. Поэтому он, конечно, не про то, что я пишу.

26.05.2018 15:54
0

Я различия, о которых вы пишите, знаю, поскольку общалась с врачам-психиатрами, лечившими в стационаре) То, что Фрэйд был врач - понятно, а те, кто работает по его методу - обязательно должны быть врачи или нет? Мне кажется и психолог справится))) Ведь если человек не болен реально, а хочет разобраться в себе - это же к психологу?

26.05.2018 15:58
0

Если разобраться к себе, то да. Фрейдизм (которому учат в Лейпциге, по-моему) очень дорогая и закрытая школа. Психоаналитиками в правильном смысле слова являются только ее выпускники.

Они тоже помогают разобраться в себе, но методы у всех разные. И базовые установки. Фрейдисты будут говорить об Эдиповом комплексе, отношениях с отцом, страхе кастрации, будут толковать ваши сны выискивая порнятину. Мне это кажется совершенно неоправданным. Но направление есть.

Вообще, по идее, даже больной психически должен идти к психологу. Потому что болезнь стигматизирует его, мешает нормальной жизни, нарушает адаптацию. А так вы правильно пишете - разобраться в себе. А направления могут быть сильно разными: от арт-терапии, до поведенческой (ориентированной на избавление от симптомов).

Тут всех смущает слово терапия, потому что сразу хочется добавить "врач", но есть не врачебная терапия, так сказать.

26.05.2018 16:16
0

Понятно, спасибо) Когда смотришь на сеанс психоанализа, он похож на обычную консультацию психолога (не психиатра), конечно со своими трактовкам, копаниям в снах т.д.

26.05.2018 17:36
0

Фрейд топил за то, что психоанализом могут заниматься НЕврачи, и даже лучше, что бы это были гуманитарии.

29.05.2018 17:31
0

Вот так-так, значит и я могу) прикольно)

29.05.2018 18:27
0

Кстати не стоит спешить радоваться. Что бы работать "по-Фрейду" надо пройти психоанализ у "правоверных психоаналитиков" и собственно обучиться психоанализа у тех же. Что займет в США лет 6-9.

29.05.2018 19:16
0

Хм, как неожиданно рассеялись все мифы :)
Однако, серьезную путаницу создают различные киноленты, я как раз из них и нахватался всяких стереотипов.

26.05.2018 14:15
0

Ну, на самом деле я упростил, конечно. Есть море течений и все они располагаются от строго директивных до совершенно клиенто-ориентированных. Так что всякое бывает. В кино, особенно в комедиях, чаще показывают таких каррикатурных фрейдистов. Может быть потому, что тонкости работы не покажешь, проще положить на кушетку и постоянно спрашивать "вспомните ваше детство". Хотя и то и другое такое... очень сомнительное средство. В смысле фрейдистское.

26.05.2018 15:57
0

Да, психологи всегда словно "между молотом и наковальней". Испытала на себе (образование получила, но психологов не работала).
Врачи их за специалистов не считают, неважно медицинский психолог, семейный, детский:), а люди, далекие от психологии, относятся по-разному, с недоверием в том числе (у нас же консультирование - направление молодое).
С психотерапевтами еще сложнее. Вы верно заметили, что много школ и методов, и с каждым годом новые появляются.
Но чтобы практиковать как психотерапевт, нужно серьезно вложиться (финансово в том числе). Они всю жизнь учатся.
Прочитала с удовольствием, спасибо.

26.05.2018 16:39
0

Да, все так. это и правда тяжело. Лет через сколько-то будет хорошо, но хочется-то уже сейчас. Ыыы!

26.05.2018 21:01
0

А есть ещё психотерапевты. Это ближе к психологам или психиаторам?

29.05.2018 20:47
0