12 августа. Одна книга – одна нота. Можно ли с ее помощью сыграть симфонию?


Признаюсь сразу: в день перелопачиваю 5-7 книг. Под настроение – больше. Скорочтению обучен почти 40 лет назад. 

Сегодня дошла очередь до читающего блоггера. День 12 августа 2017 г. начинается на позитиве.   

Существует ли любимая книга? 

Да. Хотя буду откровенен – эта книга меняется время от времени. Все зависит от тех задач, которые необходимо решать в тот или иной момент. Это как инструмент – никому не придет в голову вычерпывать море ложкой или выкопать котлован под здание, где будет размещен всемирный адронный коллайдер, пластмассовой вилкой для фаст-фуда.   

Есть книги, которые удачно ложатся в твое восприятие мира, поражают площадью интеллекта, но не просто – бах, и уноси готовенького! Твоя любимая книга это та, в которой явственно видится твой «кирпичик» – и я так мог сказать, он меня подслушал и т.д.   

Но есть еще такое понятие, как «надкнига». Не ищите этот термин в словарях – они только обобщают накопленное богатство, причем уже после того, как то или иное слово «откуклилось», превратилось из гусеницы в прекрасную бабочку и порхает над синью «метелок» цветущей лаванды.   

Вчера в рейсовый автобус, покрытый песчинками дорожной пыли (каждый день курсирую из поселка в город) зашла мадонна с лавандою. Я сказал пыль? Извините. Автобус оказался в облаке лавандового аромата.   90 % пассажиров не видели лаванду в глаза, они пытались понять, откуда это волшебство…

  К слову, о волшебстве   

– Хватит заниматься ерундой, – вздохнул волшебник и срочно кинулся перекрашивать свою чудотворную палочку в белые и черные полоски…   

Надкниг на свете много. Это и «Код да Винчи», и «Альтист Данилов», и «Двенадцать стульев»,  и если кто не в курсе притчи Леонардо да Винчи, которые спустя века «адаптировал» к России Лев Николаевич Толстой.   

Но это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».   

Есть ли у нас нечто подобное?   

Моя «настольная» книга – небольшое по объему исследование Джона Брокмана. Небольшое по объему, но глубинное, как Млечный путь или Чумацкий шлях.   Книга называется незатейливо: «Будущее науки в XXI веке. Следующие пятьдесят лет», в которой автор с помощью выдающихся ученых попытается угадать, что ожидает человечество до 2041 года.    

Каюсь, многие наши читатели подумают: «Нам нелегко предугадать…» И будут в чем-то правы. В чем-то не во всем… 

На вопросы Джона Брокмана отвечают знаменитые физики, генетики, математики, кибернетики, биологи, психологи, специалисты по проблемам искусственного интеллекта.   Давайте навскидку представлю первую тройку авторов и круг тем, над которыми они ломают мудрые головы.   

Так ли важно: есть ли жизнь на Марсе?   

Физик-теоретик Ли Смолин рассматривает вопрос о будущем Вселенной. Какова природа сильных взаимодействий, удерживающих вместе нуклоны атомного ядра? Какова природа слабых взаимодействий, ответственных за радиоактивный распад? Верна ли стационарная теория Вселенной или произошел Большой взрыв?   

Профессор астрономии и экспериментальной философии Кембриджского университета Мартин Рис, кстати, первый предположивший, что ядро квазара питается энергией «черных дыр» – пытается ответить на вопрос: «Одиноки ли мы во Вселенной?»    

Брайан Гудвин, профессор биологии, автор книг «Аналитическая физиология клеток и развивающихся организмов», «Как леопард поменял свои пятна: эволюция сложности» и других ставит вопрос ребром: что такое – очевидное, подспудное, живое и неживое, откуда берется сознание?   

Прелюбопытная вещь…   

Дэвид Гелернтер профессор компьютерных наук Йельского университета, ведущий научный сотрудник компании Mirror Worlds Technologies, Нью-Хейвен: 

  «Я верю (я знаю – но не могу доказать!), что ученые скоро поймут физиологическую основу когнитивного спектра – цветов, которые мы наблюдаем во время томографии мозга, от ярко-фиолетового цвета волн, которые излучает мозг при полной концентрации, до самых длинных, медленных красных волн, когда мы видим сны. Как только ученые поймут этот спектр, они научатся лечить бессонницу, выяснят, как возникают открытия по аналогии (и в результате поймут, что такое творчество) и какова роль эмоций в мышлении.    
Станет очевидно, что мы мыслим не только тогда, когда решаем математическую задачу, но даже когда просто смотрим в окно и «ни о чем не думаем». Программисты, наконец, найдут тот недостающий таинственный «ингредиент», отсутствие которого до сих пор сводило на нет все попытки моделировать человеческое мышление и превратило эту некогда перспективную область исследований в город призраков. (Их неудачи объясняются тем, что в разных ситуациях люди думают по-разному: в состоянии бодрствования наш ум энергичен, активен и работает совсем не так, как перед сном, когда мы устали. Но программы искусственного интеллекта в любое время «думают» одинаково)».

А далее уважаемый профессор рассуждает о когнитивной теории сна.   Это только два абзаца из книги. Но они очень плотно соприкасаются с моей теорией сна, над которой я работаю с 1989 года. На нее ссылаются некоторые маститые ученые. Но…   

Мы идем по морю в одной лодке с Дэвидом. Просто он гребет веслом слева, а я – справа.   

И будьте уверены – когда-нибудь разномастные «волны» сложатся в единую картину. 

И таких ученых не одни десяток человек.   

Со многими из них мы находимся в переписке. Спорим, доказываем, открываем природу истин и пытаемся максимально точно предугадать, что же будет к 2041 году…   

Мы интересны друг другу, а это главное.   

Что и сколько читать?

Но не буду утомлять читателей.   

Отвечу только на один вопрос: что нужно читать?   

Как у биорадиолога, у меня есть одно неоспоримое преимущество. Я беру книгу, подношу к ней биорамку и она показывает: стоит ли терять время? Даст ли мне что-то это книга – или я «тяну пустышку».   

Итак, что нужно читать? 

В первую очередь, книги навырост, те, которые помогут развиваться, самосовершенствоваться.   

Помните, с чего мы начали? 

Основы скорочтения. Основные правила: книгу нужно читать с тетрадкой и книжкой в руках, делаю небольшой, на страничку-полторы конспект, куда попадет основная линия сюжета, если это художественная литература, умные мысли, цитаты и т.д.   

Все остальное – пустая трата драгоценного времени… 

На снимке: цветущая лаванда

Искренне ваш @biorad

           


Comments 38


жись праста как апильсинъ..

12.08.2017 10:18
0

Спасибо за интересную статью. Впервые услышала о притчах Леонардо да Винчи: нашла, некоторые уже прочла. Биорамка напомнила мне мои опыты с маятником: я раньше всегда проверяла книгу маятником на вопрос "стоит или нет мне её читать". Надо бы продолжить. Не думала, что кто-то ещё практикует подобное.

12.08.2017 11:13
0

@seagull15, маятником люди работали достаточно давно. Но биорамка не менее практична, нужно просто ею уметь работать.

Удачи вам!

12.08.2017 16:39
0

Да, я понимаю) Но маятник мне приятней, мистичней, что ли. Кажется, что ты соприкасаешься с чем-то таинственным. Хотя для себя я уже давно решила, что любая магия - это всё те же законы физики, половину которых мы просто ещё не знаем. Маятник и рамка - и подавно.

12.08.2017 16:43
0

Потрясающе. Не побоюсь громких слов, глобальная противоположность мне, потому восхищает. Системность! А я хаотичен. Скорочтение, слепую печать, карандашный рисунок и многое другое так и не освоил, хотя понимал - надо. Точнее, надо БЫ.
Кстати, даже в точном (дословном) поиске "когнитивная теория сна" не дает результатов. Речь об осознанном сне, осознанных сновидениях?

12.08.2017 11:19
0

Александр, это мое рабочее название. Тем более на английском и немецком это звучит несколько иначе. Если переводить дословно, это теория вещих снов. Это мой конек...

В науке, как и в поэзии, нельзя быть хаотичным. Пора, пора уже собирать камни...

12.08.2017 16:32
0

А смысл?

12.08.2017 20:38
0

Саша, вы уже столько лет несете свою тяжеленную арфу, а до сих пор сомневаетесь в смысле? Нам многое дано, но и спрос соответственный. И не пугайте, пожалуйста, Оленьку, мыслеформы иногда коррелируют вашу жизнь.

У меня был старинный друг, познакомились еще в середине 80-х, одно время работали вместе. Блестящий поэт, бард. Но вот написал однажды: "Нет, все напрасно, скоро в небо ухожу...

И ушел. Блуждающий тромб.

Можно было бы этого избежать? Легко!

Но мы, поэты, как малые дети, подавай нам всеобщее обожание и восхищение.

Береги людей, которые тебя читают.

Не надо оголенным смычком по их нервам...

13.08.2017 06:44
0

Что за бард? Есть, где послушать-почитать?)))
Ииии, я согласна - "оголенным смычком по нервам"! "А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она!" Окуджава.)

13.08.2017 20:45
0

Оленька, его уже не услышать вживую. Он выслал мне несколько своих песен, я их скачал на телефон. И спустя три дня узнал: он все-таки ушел в небо...

14.08.2017 12:26
0

Дружище @biorad, отличная "вкусная" публикация! С предвкушением будем ждать Вашу авторскую "Теорию" как свежую, аппетитную пищу для ума ) И прочими блюдами "высокой информационной кухни", надеюсь, продолжите угощать ;)

12.08.2017 14:45
0

Дружище, @mirumir! Авторская теория вряд ли здесь появится. Это слишком научно, зачем перегружать людей. У меня много научных теорий, которые ценятся в мире науки. И эта теория далеко не самая ценная.

Гораздо более интересная теория - механизма "закладывания" пола ребенка до его зачатия. Никаких ноги на север, голова на юг. Все строго в колее психология-физиология.

12.08.2017 16:37
0

Интригуете) Жаль, что пока нам не суждено будет ознакомиться с научным трудом "из первых уст", но как минимум одно открытие многие для себя сегодня сделали (я, конечно же, о "тайне" Вашего ника)))

12.08.2017 16:45
0

Я, собственно и не скрывал эту тайну. Правда есть и трудности, на мою почту иногда приходят заявки для филиала штатовской компании bio-rad

12.08.2017 18:21
0

привет, милый Юра. многое в твоей статье откликнулось. согласна совершенно, что каждая книга - для определенного этапа жизни. но ведь есть еще момент - в разные этапы жизни открываются все новые пласты в книге... мы говорим о настоящей книге, естесственно... поэтому я порой перечитываю... кое-что вызвало сопротивление - думаю, что для скорочтения подходит только учебная или научно-популярная литература. красиво написанное художественное произведение жаль читать быстро. там одно упоение текстом чего стоит. ) пошуршать страницами, с чашечкой чая, в кресле, это ж приятно-то как )
мне импонирует твое умение сплетать полотно повествования, даже здесь, в относительно небольшой посте. тебя читать - и надо небыстро, получая радость от звучания слов... спасибо за отличный пост, Юра!

12.08.2017 17:00
0

Возможно, ты и права! Вот только настоящего художественного слова у нас не так много, поэтому и приходится собирать все лучшее по крупицам. К скорочтению приобщился по необходимости. На втором курсе за один семестр нам нужно было прочитать порядка 700 романов русских и советских писателей. Тут уж, сама понимаешь, не до чашечки чая...

А еще я люблю "погружаться" в мир хорошей литературы. Когда пишу самостоятельно, вообще из этого мира не выхожу. Герои оживают и принимают какие-то свои решения, порой отличные от тех, которые могу им предложить я. В этом и состоит весь цимус...

Спасибо и тебе, Наташенька, что ты оценила написанное мною. Всегда стараюсь писать так, чтобы из текста невозможно было вытащить и спичку...

12.08.2017 18:05
0

а, вот еще забыла. я не пользуюсь рамками. я просто держу сначала книгу в руках. затем открываю на любой странице. просматриваю. я не могу объяснить, как и откуда приходит понимание того, что мне нужно ее прочитать. или не нужно. видимо, я и есть одна большаааая рамка!

12.08.2017 17:02
0

Наташенька, это большой опыт. Интеллектуально развитому человеку сразу же "показывают" нужную фразу или слово! И ты вовсе не такая уж большааааая рамка! А тонкая и изящная!

12.08.2017 17:35
0

5 - 7 книг в день? А когда же работать?

12.08.2017 19:52
0

Я же не в ЗП работаю... Хотя работал. Не спорю...

12.08.2017 20:12
0

@biorad, нашла у вас в ленте. У вас тег с ошибкой первый + вы меня не упомянули в посте и в названии не написали, что это эстафета "Читающий блогер":) Вот я вас и пропустила:)

13.08.2017 18:57
0

@baltiyka, справедливость восторжествовала! Извините, что я вам не могу показать свой Калининград. Работаю не в Калининграде, а в поселке в 15 км от него. В 7 утра уезжаю и в 18 возвращаюсь...

13.08.2017 19:06
0

@biorad, в отпуске покажете:))

13.08.2017 19:14
0

@baltiyka, пусть это будет светлая мечта. В отпуск я хожу в год на две недели да и только для того, чтобы отправиться на свою историческую родину...

13.08.2017 19:16
0

@biorad, я также ходила, когда в банке работала...Знакомо:)

13.08.2017 19:19
0

Да, собственно, я уже почти 19 лет, как пенсионер, правда молодой. Но дома сидеть не очень хочется. У меня пропеллер работает еще со срочной службы. Я служил в ВВС и каждое утро начиналось с марша: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью".

Я то появляюсь в каких-то серьезных проектах, то отдыхаю от них. Я уже писал, что на одном из проектов на днях зашел 11-млн читатель. В другом не менее серьезном проекте читателей ненамного меньше.

Все никак не дождусь вашей оценки читающего блоггера

13.08.2017 19:26
0

@biorad, уложу банду спать и почитаю уже в тишине. А то каждую минуту почти от ноутбука отрывают.

13.08.2017 19:28
0

@baltiyka, я все упускаю из виду вашу банду. Простите...

13.08.2017 19:30
0

Когда-нибудь, устроим, @baltiyka!

14.08.2017 14:37
0

Когда-нибудь, устроим, @baltiyka!

14.08.2017 14:36
0

@ biorad, соглашусь, что скорочтение полезный навык. начала изучать его в прошлом году, применяю некоторые приемы, но "до ума" ещё этот навык не довела.
Что касается книг, было время, когда я делала упор только на саморазвитие и пыталась читать даже дико скучные и нудные книги. Потом махнула на них рукой и стала читать то, что душа пожелает. Порой в художественной литературе натыкаешься на такое, что приходится долго искать в литературе по саморазвитию (как бы специализированной). За сим вывод - каждая книга, что тронула, твоя. И именно потому ты в ней находишь то, что нужно:)

14.08.2017 08:19
0

@baltiyka! Ну какие могут быть споры между глубокообразованными людьми? Конечно, та книга, которая тебе ближе всего и есть твоя книга.

Я очень рад, что мы - на одной волне...

14.08.2017 09:58
0
14.08.2017 10:13
0

Оленька, @baltiyka! Хочешь окунуться в мир европейской литературы? В среду в 17.00 в "Катарсисе" в гостях у журнала "Балтика" будут мои друзья из Международной ассоциации писателей и публицистов. Наша ассоциация имеет представительства в 45 странах мира...

В "Катарсисе" соберутся: Эльвира Поздняя (Вильнюс), Иосиф Рабинович (Израиль), Натали Гагарина (США), Яков Криницкий (Талинн).

Я постараюсь вырваться, но не факт. Эти гаврики не поставили меня в афишу, мотивируя это тем, что просто элементарно не влез в размер афиши.

И потом я накануне буду с ними на юбилее Владимира Вахрамеева, думаю, они мне еще в шкафу надоедят...

И еще фишечка - весь вечер на арене замечательный российский бард Олег Николаев...

14.08.2017 10:30
0

@biorad, а трансляция по какому-нибудь каналу будет? Где-нибудь? Я бы с радостью, но боюсь, что не получится. Потому как в садике надо появиться до 18 часов + работаю до 16:30. Просто не успею:((

Вот хитроопые товарищи...я про афишу:) Выдумщики однако...

14.08.2017 10:50
0

@baltiyka, трансляции не будет. Да и я, очевидно, не пойду. Видеть главного редактора "Берегов" выше моих сил.

Разве если г-жа Гагарина опоздает на юбилей.

Есть такая "бриллиантовая" формула: потом расскажу.

Потом расскажу...

А что делать?! У них своя тусовка - кому за 70+

Мне до нее еще идти и идти...

Они меня не просто терпят. Иной раз такие тесты заворачивают, что хоть стой, хоть падай...

Остальное при встрече.

Дети вырастут. В садик бежать не надо будет. Аккуратно выберем тот период, когда "дети выросли, а внуки еще очень маленькие".

Дай Бог мне терпения. А вам еще больше!!!

14.08.2017 11:20
0

@biorad, благодарю))) Я думаю, мы свою тусовку устроим:)) И повод есть - Голос в Калининграде;))

14.08.2017 14:13
0