Как я действую, если мне не платят


Бывает такая подстава, что ты отработал свое, а заказчик не платит, мотивируя то недочетами, то своими внутренними проблемами, а то и вовсе без объяснения причин.
Или изначально в договоре прописаны поставки с отсрочкой платежа - как, например, продуктовые поставки с максимально разрешенной законом отсрочкой платежа в 40 календарных дней. При этом, клиент может заказывать поставки товара раз в неделю, то есть до первой оплаты будет 5-6 отгрузок. Ситуация в продуктовом бизнесе более чем рядовая. А потом может начаться: продажи низкие, выручки маленькие, директор в отпуске, бухгалтерия пропустила..

Итак, внимание, уважаемые знатоки, вопрос: мне не платят, что делать?!

Я глубоко убеждена, что многие случаи можно вырулить, если сразу подготовиться к долгосрочной осаде, а не спускать историю на эмоциях и паре звонков со ссорой.
Предположим, что мы не вчера родились, исходные данные не все против нас, а именно.
УТОЧНИМ ДИСПОЗИЦИЮ: подписан договор с отсрочкой N дней. Была поставка, N-й день прошел, оплаты нет. Отгрузочные документы есть - с печатями и подписями обеих сторон. Оплаты нет.
Поскольку бизнес - это в большей степени переговоры и только потом бумаги, то и в проблемных случаях имеет смысл договариваться, и лишь потом подключать бумажную артиллерию.

Итак, я стараюсь действовать примерно так.

Этап первый - информация: собираем все имеющиеся телефоны и имена. Не поднимая шума, спокойно созваниваемся с клиентом, уточняем как и с кем связаться в бухгалтерии, чтобы провести сверку. В рамках уточнения информации - спрашиваем, на чье имя передавать оригиналы документов, чтобы их точно получили и не потеряли. Как зовут помощника директора. ФИО директора мы должны уже знать (ведь договор подписан, +у нас есть ЕГРЮЛ).


Этап второй - вопрос: тихо и спокойно звоним в бухгалтерию, уточняем, что срок оплаты подошел сегодня и вежливо интересуемся, когда поставка будет оплачена. Если бухи не в курсе, максимально дружелюбно просим их посмотреть в договор №, документы от даты такой-то и поставить в оплату. Обещаем перезвонить завтра, чтобы уточнить все ли там ясно и какова дата.

Этап третий - давление: звоним бухгалтерам завтра и уточняем дату платежа. Если даты нет, крайне удивляемся, что они не в компетенции решать вопрос и вежливо, но твердо просим сообщить, кто решает вопросы и с кем говорить. Просим дать номер и имя, соединить с этим человеком. Также сообщаем, что будем вынуждены со своей стороны начать претензионный процесс и готовить документы в суд. Тут если дело плохо, люди идут в отказ. Тогда следует набраться терпения и перезванивать каждый день, утром и вечером с тем же вопросом: я жду оплаты поставки. Сообщите мне либо день платежа, либо того, кто может решить вопрос. Все мы люди, все мы человеки - такую осаду редко выдерживают девушки-исполнители и вуаля, у нас либо есть платеж, либо злая констатация, что Марфа Васильна решает вопрос.

Этап четвертый - давление + претензионное письмо: повторить все действия этапа три, но уже с Марфой Васильной. Также, звоним на все остальные имеющиеся номера - товароведам, ассистенту директора, самом директору. Сообщаем сумму долга и требуем оплаты. Параллельно пишем Претензионное письмо с расчетом пени за задержку, отправляем его скан на все имеющиеся электронки.

Этап пятый - взрыв эмоций: собираемся с духом плохого полицейского и устраиваем эмоциональный взрыв. Можно в виде истерики, можно в виде наезда - главное, чтобы люди, в очередной раз на спокойный вопрос выдав какую-то отговорку, ВДРУГ НЕОЖИДАННО ПОЛУЧИЛИ ШКВАЛ - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Здесь эффект неожиданности - ведь до этого на диво спокойно говорили, в рамках. То ли я очень выдержанная, то лохушка последняя, так сразу и не поймешь. А тут - взрыв. Девочкам проще - можно истерику закатить. Мужчинам сложнее - истерики не к лицу, разве что "с наездом" поговорить.

Этап шестой - предсудебный пакет документов: отправляем готовую Претензионку в офис курьером, либо заказным письмом с описью и уведомлением. На юридический адрес (для суда), и на фактический адрес (для клиента). Тут нам в помощь информация с первого этапа - кого указать получателем, чтобы за письмо расписались, если отправляем курьерской службой. В графе "Кому" в самом письме пишем само собой, директора.

Этап седьмой - суд: если все шаги с 1 по 6 не сработали, то имеет смысл собрать документы и отправить Иск в Арбитражный суд. Если клиент не банкрот, то дело можно выиграть и даже получить деньги. Но это уже отдельная история.

Во многих и многих случаях, неотступность и унылая настырность варана служит хорошую службу и умученный моим голосом контрагент предпочитает заплатить и отвязаться, чем бесконечно бегать или иметь удовольствие слушать меня и слушать. Причем случится это может как на первом этапе, так и на любом другом, вплоть до в последнего, когда уже Иск составлен. А так как голос я повышаю крайне редко и на хамство с личностями не перехожу, то и послать меня по известному русскому тоже как-то обычно не комильфо.. в общем, сплошные неудобства, которые играют на меня ;)

Конечно, все это не гарантирует платежа. Но, когда у меня случаются неплатежи, а это к сожалению, случается довольно часто, я недовольна собой и считаю неспортивным не пройти всю эту осаду по вытрясанию своих денег из ушлых контрагентов :)

Если у вас были ситуации с неплатежами и можете поделиться еще каким-то лайфхаком, я с удовольствием приму его в коллекцию и буду пользоваться!
Если у вас сейчас есть подобная ситуация и вы хотели бы ее обсудить - я за, можно в комментах, а можно в чате-привате.


Comments 32


А закон это никак не регулирует, только если иск подавать? Прочитал, и понимаю, что в вашей сфере, как и во многих других не все гладко, потому что проблемы с оплатой сейчас встречаются довольно часто, будь то поставки продовольствия или даже обычный колым) Интересный способ, вроде и давление идет, но и не подкопаешься)

12.06.2017 06:38
0

Закон регулирует именно что возможностью иск подать. Но с точки зрения переговоров - судебный иск это уже констатация того, что договориться не вышло. А до иска есть еще способы, они-то меня и интересуют)

12.06.2017 06:51
0

Я тоже считаю, что лучше все решать в досудебном порядке. Особенно, когда сумма чека может быть меньше судебных издержек. На моей практике самые "жесткие" нарушители сроков - это детские сады. У них концов не найдешь, кто должен платить. То это муниципальные деньги, то федеральные. И их всегда нет:)

12.06.2017 07:03
0

Причем для контрагента ведь не важно чьи у садика деньги: федеральные, муниципальные.. Главное документы по работам, как раз с ГБДОУ всякими без бумажки вообще ничего и никогда))
Зато ГБДОУ в отличие от ООО завтра не растворится в воздухе с нулем на счете, в этом смысле суд с ними хоть и крайняя мера, но реальная. А с большинством мелких ООО пока судишься, владельца уже и след простыл, и счет пустой) сиди гипнотизируй исполнительный лист.
И как у тебя с садиками? Какие способы воздействия?

12.06.2017 07:41
0

Там дамы такие, что воздействовать на них не получается. Ну или у меня ума не хватает:) Отдают все, но просрочка порой больше двух месяцев.
Правда есть и хорошие клиенты (одно ООО), с ними разговор начинается так:
-Мы перевели деньги как в прошлый раз. Когда сможете подъехать?

12.06.2017 08:41
0

Да, предоплатные клиенты - милахи) обожаю предоплату, но встречаюсь с ней только в услугах.. А в оптовой продуктовой торговле это редкость, все ушлые, все апеллируют к закону о торговле и логичному времени на то, чтобы товар выставить на полки и собственно продать.

12.06.2017 15:10
0

Там дамы такие, что воздействовать на них не получается. Ну или у меня ума не хватает:) Отдают все, но просрочка порой >2 месяцев.

А они повторяют заказы на услуги или всякий раз новые садики? Я бы выбрала самую непротивную даму и с ней попробовала сойтись поближе, поболтать лишний раз, чаю попить, шоколадкой угостить. И заодно уточнить как МарьИванна мне работать-то с вами? бизнес небольшой у меня, деньги замораживать надолго не могу.. Может вы подскажете, как там у вас все устроено? подмигнете что ли, когда звонить? в первых числах ждете трансферы денег? или в 15-х? или вообще в этом месяце не ждать, так давайте может вам и услуги попозже окажем, чтоб мне мастеров без оплаты не держать.. )
Как будто мы все понимаем, и даже лично на нее не в обиде, ну вот такая специфика, но вместе с ней придумываем выход из положения)

12.06.2017 15:16
0

Все зависит от партнера. Он может идти в отказ выплаты средств, или оттягивании времени. И вы смотрите, надо вам это или нет. А вообще лучше работать с проверенными конторами и с хорошей историей выплат

12.06.2017 09:08
0

В начале бизнеса все конторы непроверенные и без хорошей истории выплат.

12.06.2017 09:34
0

@konstructor, конечно, все зависит от ситуации на той стороне, от их фин.положения, манеры вести дела, удовлетворенности работы со мной, это все само собой учитывается. Но фокус в том, что вчера "хороший" контрагент может уйти в убыток и начать задерживать оплаты. Плюс @paintertomsk правильно пишет - в начале вообще все непроверенные.
А еще при работе с большим пулом клиентов, каждый из которых невелик сам по себе - говорю на примере продуктовых магазинов - как их всех проверишь? Тут целое СБ надо, а это и дорого, и долго, для небольшого бизнеса неподъемно.
Все равно приходится придумывать варианты, как быть, если неплатеж случился. Как вы поступаете, если клиент не отказывается платить, но тянет время?

12.06.2017 15:22
0

Всё бы ничего, только менеджеры зачастую идиоты и не передают контрагенту даже по описи документы с актами и закрывашками)

13.06.2017 05:18
0

оооо, даа, это страшный головняк) всех строить за первичку, это вообще первое дело.
я в этих ситуациях прямо фашист, не плачу без документов.
Вариант 1. Если документы подписываются со встречей (сдача объекта, оценка, приемка), то на нее едет менеджер, который ведет клиента. И без закрывашек не получает процентов по этой сделке.
Вариант 2. Если сдаем товар, где особых переговоров нет, так - привезли по заказу, то за доки отвечает водитель-экспедитор. Если сдал маршрутный лист без документов - день не закрыт и не оплачен, пока доки не получены.
Если у вас есть менее фашизные, но рабочие варианты, поделитесь! я б взяла на вооружение

13.06.2017 12:17
0

Да всё даже ещё проще, ко мне прибегают с выпученными глазами и просят написать претензию))
Я начинаю задавать вопросы - акты подписанные где? отчеты? накладные? счета? - а это всё передавалось без описи скажем, полгода назад.. и с тех пор менеджера кормили завтраками, такие дела..

13.06.2017 12:24
0

ну это не дело, конечно) а руководство как на это смотрит?

13.06.2017 12:57
0

осуждающе)) в иерархии есть ещё солидарная ответственность и политические игры, так что всё немного сложнее, однако да, бесит такая латентность, а зачастую и неграмотность и неспособность визуализировать процесс

13.06.2017 12:59
0

@del137, вспомнила как однажды восстанавливали-запрашивали ~200шт документов по сделкам за 2 года, при том что фирма в год закрывала ну по 400 сделок. То есть четверть - без доков. Ужас! Прямо пост захотелось сделать про это отдельный.

14.06.2017 17:18
0

только не на ночь плиз ))) я впечатлительный

14.06.2017 17:23
0

@del137, не, не осилю на ночь))) как-нибудь попозже))

14.06.2017 17:34
0

Офигенная статья, простая и понятная, а ещё и геймифированная, как оказалось) бейджики такие клёвые 1,2,3,4,5 - круто. Ну и сам материал, чувтствуется боль при работе с дебиторкой... У Самого такие же взгляды процентов на 80%
НО НО НО!
1) Мы с Вами лохи, да, повторюсь, мы, что позволяем вот так системе нас трахать во все щели, ходить в суды, плакать по телефону. Это всё - лишние, не приносящие пользы движения, а в ISO серии 900 и в методологиях LEAN - это называется "брак".
Брак нашей текущей централизованной системы в том, что мы вынуждены, порой, месяцами и даже годами (у меня есть дебиторка, которой 1,5 года и слюни и соплю на другом конце провода, при том, ощутимые суммы - 500 000 рупь, 1 000 000 рупь... пи..дец, тошно как вспомню)
2) Чтобы лохами не быть и чтобы в ближайшем будущем, ну или хотя бы дети наши вот такого говна не знали, что папа не принёс денег домой потому блять "клиент" не заплатил. А жена справшивает: "ну когда же, когда же заработок" - именно так в половине наших русскоязычных семей!!! ПОЛОВИНЕ.
Папы врут мамам и детям, потому что им врут их начальники, а начальникам врут собственники, а собственникам врут клиенты/заказчики, потому что в большинстве случаев денег уже нет и они просто ВРУТ. СУКИ!!! Они просто взяли Ваши деньги и оплатили ими что-то себе, либо, в лучшем случае - что-то для фирмы, а Ваш "долг" "повисит". Ещё обычно говорится в этих кабинетах такое:"Ну чё там, эти подохнут или не подохнут? Ну кинь им там 1/10 долга чтобы заткнулись"...
3) Таких Мразот, кто нас загнал в эту систему очень много. И не только в РФ. Весь этот пост, @amelina.elena должен через 2 года покрыться пылью и Вы (пообещайте мне=)) сделаете новый пост с темой "Как я действую, если мне не платят. 2.0. Версия в блокчейне" - и там он дожен будет состоять из одного слова.
"Никак". А потом хочу увидеть тысячи комментов с хохмами о том, как это ржачно было когда-то в далёком 2017 году, когда половина страны сосала без денег из-за вот такого их течения...
А потом дальше будут комменты уже о позитиве - о том как быстро в блокчейне происходят транзакции, что lack of trust исчез... Эх мечты мечты=))

14.06.2017 10:33
0

Впервые нажал "Поделиться". Лена, спасибо! Тронули душу =))

14.06.2017 10:36
0

@anverlayshev, спасибо за душевный отклик) Боооль при работе с дебиторкой из Вашего ответа тоже ой как чувствуется ;) хотя смайл должен быть грустный, но нас не сломаешь, антихрупкость, чтоб ее так!

У Самого такие же взгляды процентов на 80% НО НО НО!

Какие лайфхаки есть в оставшихся 20% ? Делитесь, мне надо!)

14.06.2017 15:44
0

Лен =) Один большой, я и так уже 3 часа сегодня в голосе = очень много, а завтра конференция...
Короче - 20% из того что я сейчас делаю, а у тебя не указано - это отдать занятие этим барахлом профессионалам юристам и заплатить за это деньги.
Мне "по карме" плохо заниматься деньгами - как-то раз сказали мне такую вещь...
А хорошо "по карме" - "творить добро вместе в большой массой людей".
Я к этому пришёл после первой дебиторки в 840 000 в конце 2014 года, мне было тогда ой как неприятно. Нас кинула контора а стартапу только было полтора года. Твари оставили команду Мэконс без новогоднего бонуса... И я всё равно тогда понял, что не моё долги вот эти выбивать... Не знаю, когда-то один мой друг, он же партнёр, его Женя зовут, если зайдёт сюда и увидит=)))
Короче мне 9 из 10 человек говорили что "ты тогда не надавил, был мягок, надо было быть жёстче"... Но прислушался я к другому совету, который пришёл позже всех... Десятым - и он как раз был про то, что "моё", а что "не моё"... У тебя - если это "твоё" - то занимацся, раз кайф хоть какой-то есть, не знаю, от выбитых денег, как ты пишешь, либо от самих этих острых диалогов. Если "не твоё" - то не надо слушать ересь недоразвитых авторов "курсов по управлению" всяких, которые говорят "развивайте свои недостатки" -НЕТ, НЕТ, и ещй раз НЕТ=)) Только недостатки и делают нас людьми, командой! Не надо в себе развивать всякую херню, а надо "апгрейдить" сильные стороны, чтобы стать лучшим! в Деле, в семье, в дружбе! Косвенно, об этом методология Адизеса, Ицхак, который=))
Надо корни в себе менять, пока молодая. Выбивание долга - это такое дерьмо, на которое, даже, честно, минуты жалко, не то что часа-двух, поездок, звонков...
Там ещё сильная парадигма должна быть, почему не заниматься выбиванием самой:
1) Поручить профессионалу
2) Рост компании должен быть быстрее чем размер копящейся "контроллируемой" дебиторки - так ты даже 5, даже 10% если будешь иметь, в итоге, под судом - то остальные 90 процентов, если оборот был, скажем 5 млн рублей, а стал 50 млн за один год. Да и хрен с ними с 5 млн - у тебя есть человек, кто бегает и выбивает. Создатель/Директор, создавать должны=))
П.С. пример кстати из моего 2014-2015 года - выросли и отдали дебиторочку специалистам.

14.06.2017 16:23
0
  1. ISO 9000 и LEAN правильно именуют всю вакханалию с п. 1 по п.6 как брак, но - реалии-то пока таковы, что уж делать, только прыгать. У меня в прошлом пример, когда в торговую сеть заходили с договором со 100% возвратом и однажды - мне тупо сделали возврат на 700 тыс.руб. продуктов, которые нахапали но не продали в срок. И вот тут вообще труба - по договору имеют право, даж в суд не пойдешь.. А с той стороны: "ну чоо вы, ну ошибся товаровед в прогнозе спроса". Действительно, ну чооо я, подумаешь.. Или другие, питерские мажоры - открыли сеть, платили как часики, пока инвестиционный бюджет был. А потом правдами-неправдами на 500 тыс. зависли и в итоге банкроты. Исполнительный лист могу в рамочку повесить и целовать по ночам, толку-то.. А зайти в сети было надо, стратегически начинаешь играть как сетевой оператор, нужны контракты.
  2. Про вот это вот "врут" можно выпить много коньяка.. и непечатного сказать)
  3. Прекрасно, когда блокчейн победит неплатежи, я обещаю =) пост 2.0!
14.06.2017 15:41
0

Лен, мы на одной волне=) Жду пост 2.0. Спасибо=)) И Дочка моя ждёт тоже и жена. И ещё миллионов, эдак, 60 людей=)) Дождёмся

14.06.2017 16:29
0

@amelina.elena подписался, буду ждать)

14.06.2017 17:36
0

Сложно.
У меня проще, но в то же время сложнее. Я фрилансер к сожалению (или счастью?), поэтому кручусь по разному.

  1. Делаю то что другие не могут - заказчику невыгодно не выполнять обязательства
  2. Делаю лучше/быстрее/хитрее других - тоже невыгодно
  3. При продаже проекта шлю jpeg в малом разрешении или в "мыле", пока деньги не поступят на счёт не шлю оригиналы. Либо шлю распечатки если заказчику потом на экспертизу отправлять (намеренно оставляю недочёты и ошибки), потом исправляю. Через предоплату или оплату 50-70% договорной стоимости.
    Как правило если человек отправляет результаты работы на экспертизу - у того всё в порядке и он как правило надёжен.
  4. Продажа документации. Делаю 2 пакета: ложный и корректный. Шлю ложный, при оплате, высылаю корректный, и чеки об отправке. Тотчас же звоню и сообщаю о перестраховке. Пару раз делал так - вполне понимали.
17.06.2017 22:53
0

@urirexroth, да уж прямо скажем неплатежи вообще история непростая (
Первые два пункта у вас отличные конечно. Уникальность это хорошая защита.
Уловочки 3 и 4 как по мне - правильная придумка. На фрилансе тем более надо продумывать вариант кидка всегда, фрилансер не всегда может (и будет) связываться с судом, так что разумные подстраховки нужны.

А про какую экспертизу вы п.3 пишете, не поняла?

17.06.2017 23:33
0

проектная экспертиза. как правило проекты инженерных систем: водоснабжение/канализация, воздухоснабжение и т.д.

18.06.2017 08:40
0

Не копеечные документы, да, понятно. То есть заказчик как как результат получает бумажную версию с ошибкой. А после оплаты - и электронную, и бумажную - уже без ошибок?

18.06.2017 09:55
0

скорее недочёты. эксперты смотрят - надо чуть править, заказчик начинает шевелить меня и как бы надо уже и заплатить какую-то сумму, не просто так же меня шевелить? платим. получаем исправленную работу. все довольны.
в противном случае если сделал всё верно сразу, товарищ может пропасть.

Вот кстати на фрилансе пару раз за 7 лет возникали тёрки по оплате, оба раза разрешались. На официальных работах меня "кидали" куда больше и главное по закону

18.06.2017 10:26
0

Отличный способ! и не глобально подставный, хорошая страховка. У меня на фрилансе была одна смешная история с выцыганенным неплатежом, но я фрилансом не очень много зарабатывала, так что статистика так себе)
Спасибо за способы, очень в тему.

18.06.2017 10:31
0